Скотт Дерриксон – очень интересный и очень неровный режиссёр. Он умеет одновременно сделать красиво, нагнать жути, избежать стандартных для жанра глупостей и высказаться относительно существования бога и дьявола. На этом стоял самый удачный фильм Дерриксона «Шесть демонов Эмили Роуз» - интересное сочетание хоррора и судебной драмы, основанное к тому же на реальных событиях. Другое дело, насколько гармонично это все сочеталось – но кино всё равно было хорошим, хотя и разбалансированным: ужастик отдельно, драма отдельно, основная идея в лоб словами отдельно. Проблема не критичная, но заметная.
В «Избави нас от лукавого» проблема перестает быть заметной. Она вырастает до размеров небоскрёба. История полицейского Сарчи и священника Мендозы – это те же «Шесть дьяволов», только с меньшим числом нечисти. Точно так же красиво, точно так же основано на реальных событиях, поскольку Ральф Сарчи действительно работал в нью-йоркской полиции и написал книгу о случаях сверхъестественного в преступлениях, которые ему случалось расследовать. Собственно, «Избави нас от лукавого» - вольная экранизация, в которой смешались в кучу иракские военные, мёртвые и будущие младенцы, зловещие надписи, крокодилы и сигаретный дым. И она была бы хороша, несмотря на совершенно идиотскую завязку – в конце концов, и дурнее видали, – если бы режиссёр чётко определился, что именно снимает. Потому что для детектива – всё чудовищно очевидно, для семейной драмы – равнодушно и двадцатерично, а хоррор удаётся лучше всего, но не держит напряжения, поскольку постоянно сбивается то на детектив, то на семейную драму с кучей полупрозрачных статистов.
В результате за всей этой кашей теряется то, что, видимо, должно было получиться, но не получилось – история человека, который перерос Бога, а потом вернулся к нему, ибо не в силах был игнорировать несомненное присутствие дьявола. И то, что зритель должен был понять и прочувствовать во время просмотра – неизящно летит ему прямо в лоб в финале, точь в точь как это было в «Шести дьяволах Эмили Роуз». Только здесь это выглядит совсем уж топорно. Кроме того, двое фотогеничных мужчин оказались совершенно неспособны сыграть ни сомнение, ни ужас, ни гнев, ни боль – что блестяще удалось Дженнифер Карпентер и Лоре Линни. На их фоне Эрик Бана и Эдгар Рамирес тихо курят в сторонке. Правда, как курят! Заглядение же. Лучше сцен с курением и выпивкой в этом фильме – только эпизод с отгрызанием руки.
А все, что не про руки, не про сов и не про зоопарк – очень, очень плохо.