Жанр судебных драм давно перебрался на телеэкраны. В большом кино разборки с присяжными можно нынче узреть разве что в каком-нибудь новаторском фильме ужасов вроде «Шесть дьяволов Эмили Роуз». При таких печальных обстоятельствах «Судья» просто обязан был привлечь внимание. К тому же, судебная драма с Робертом Дауни-младшим, снятая комедийщиком Дэвидом Добкином – это явно нетривиальные сапоги, надо брать.
По факту сапоги оказываются как раз очень обыкновенными и даже кое-где разношенными. Вот пройдоха-адвокат беседует с коллегой в сортире – здравствуй, «Адвокат дьявола». Вот этот самый адвокат открывает рот – как я скучал по тебе, веселая железяка. Вот провинциальный город, строгий судья и «белая шваль» - привет тебе, «Убить пересмешника». А уж все эти неполноценные братья, обнимающиеся дети и умершие родители вкупе с домашним видео и неизвестно чьими дочками так и вовсе знакомы зрителю по такому количеству полнометражек и сериалов, что и перечислять страшно. Тем интереснее, что фильм это ни в коей мере не портит, а где-то даже и украшает.
Тут надо отдать должное Добкину: он совершенно не стыдится своей вторичности. Он ею наслаждается, тасуя и перемешивая штампы мелодрамы, мыльных опер и киношедевров на заданную тему. Игра Роберта Дауни-младшего идёт в том же русле: по сути он изображает все того же Тони Старк, но с поправкой на семейные ценности, этакого Железного Человека без панциря. Но если Дауни что и умеет замечательно – так это быть одновременно весёлым и трагичным. Потому и Генри у него вышел хоть и не первой свежести, а совершенно живым и даже трогательным.
В «Судье» вообще много трогательного и болезненного, это в некотором роде интерактивное кино, которое безошибочно жмёт на педали зрительских эмоций. И иногда пережимает, да ещё как. Но в целом фильм не вызывает неловкости. Он вызывает желание пересмотреть его как-нибудь под настроение. «Судья» из тех фильмов, которые не надо понимать, потому что понимать там нечего, чай, не Финчер с его многослойностью и метафорами, которые имеют по три смысла сразу. Над метафорами Добкина едва ли не висят таблички с пояснениями, а смысл финала ясен сразу после начальных титров. Но это очень простое, добротно сделанное, красивое и сентиментальное кино, истинно голливудский фильм, на который хорошо ходить парой, в компании или в одиночку. А потом – позвонить родителям.