В кинотеатрах Иркутска «Интерстеллар» - кино о хрупкости человеческой психики и о непрерывной и упорной воле человечества к жизни.
Кристофер Нолан снимает такое кино, ругать которое вообще-то чёрная неблагодарность. Ну, в самом деле: даже его провальный третий Бэтмен порой выглядит шедевром на общем фоне. В этой ситуации писать про «Интерстеллар» всё равно что добровольно располосовать себе ножиком голову: небо не видело фильма такого космического масштаба и космической же глупости.
Кристофер Нолан и его брат в своём совместном сценарии сделали всё, чтобы взорвать зрителю мозг. И это, к сожалению, только наполовину комплимент. Можно было бы закрыть глаза на то, как умирающие от пыли люди все время ходят без носовых фильтров, про которые сами же и рассказывают. Можно было бы наплевать, что весь фильм на умирающей от голода Земле то давят колёсами, то жгут кукурузу. Можно было бы махнуть рукой на то, что нормой жизни одновременно является переворачивать тарелки вверх дном – и открывать настежь окна. Одна беда: история о том, как четверо смелых чёрт знает куда идут искать новый дом для людей с умирающей Земли, базируется на научных теориях и отличается звериной серьёзностью. Поэтому непростительные и явные логические огрехи в ней суммируются моментально, нарушая восприятие. Когда половину фильма сложно понять, зачем открыто окно – а вторую половину фильма невозможно сообразить, как действует сингулярность пополам с гравитацией, разбавленная азбукой Морзе, это плохо влияет на характер. А ведь это ещё не весь перечень.
Вторая проблема «Интерстеллара» - люди. Нет, это не камень в огород актёров. Мэтью МакКонахи здесь не просто хорошо играет – он местами просто «даёт Бога». То же самое касается Джессики Честейн и Энн Хэтуэй, не говоря о промежуточных товарищах. Проблема в том, что играют они непрерывную истерику, и если на герое МакКонахи всё-таки не очень хочется неловко потупить глаза, то десятилетние девочки и тридцатилетние тётеньки ведут себя так, будто фильм спонсировала Лига Выдающихся Чайлдфри и общество «Шовинистические Свиньи». Эмоции никогда не были коньком Нолана – вернее, никогда не было его коньком прямое, как топор, их выражение. Практически все берущие за душу моменты в «Интерстелларе» сделаны не благодаря заламыванию рук и слезам – но именно слёзы занимают большую долю всей драматической части фильма.
Если бы по такому сценарию снимал фильм кто-то другой, получилась бы какая-нибудь «Люси-2: В космосе». У Нолана же в итоге выходит грандиозная головоломка об одиночестве человеческого разума, о хрупкости человеческой психики, о непрерывной и упорной воле человечества к жизни. И о семейных ценностях, конечно – как же иначе. Не спрашивайте, как. Это нужно один раз увидеть – бесконечную пустоту, сгусток сияющей темноты у кольца Сатурна, маленький корабль в абсолютной тьме, волны, закрывающие небо. Нужно один раз услышать музыку Ханса Циммера, прерывающуюся вечным молчанием Космоса. Нужно войти в палату к старой женщине, окружённой детьми, и выпить бутылку пива в компании робота (90% честности, 75% чувства юмора, настройки приняты). Нужно выйти из кинотеатра, дойти до дома перестать думать об этом фильме. И, если не получится, снова купить билет и сходить ещё раз.
А – не получится.