Есть две вещи, за которые режиссёр фильма «Василиса» Антон Сиверс должен благословить Создателя, ибо только благодаря им этот фильм можно смотреть без опасности для душевного здоровья.
Первая – это талант Светланы Ходченковой. Она может быть одета в сарафан, кожанку или художественно подвёрнутую шинель, быть на явных лет двадцать старше своего экранного возлюбленного Ванечки и произносить адскую чушь своим прекрасным низким голосом, шевеля божественно очерченным ртом. Её персонаж всё равно будет хоть местами, да убедителен. Гусары, молчать – те места, о которых вы сейчас подумали, в фильме сплошь покрыты рубахами до пят и упомянутыми уже шинелями. И не надо делать такие скорбные лица: эротика в «Василисе» есть, какой же фильм о любви, да без эротики. И исполнена она с высокой художественностью – вот спина и усы, вот сплетающиеся пальцы, а вот берёзовая веточка, тонко изображающая оргазм.
Вторая вещь, которую сжалившийся Бог послал Антону Сиверсу – это музыка Дарина Сысовева. Не то чтобы это была среди саундтреков жемчужина несверлёная и кобылица необъезженная, но задачу свою она выполнят честь по чести – героически бросается на амбразуру, когда происходящее на экране вот-вот должно вызвать тоскливый вой или нервный смех. Коварно ли воюет барыня с чужой крепостной девкой, как с равной, смотрит ли непрерывно влюблёнными глазами француз, составляет ли Василиса военные планы космического масштаба и космической же глупости – саундтрек в ритме печального вальса отвлекает на себя эмоциональное состояние зрителя и хоть как-то, да загораживает очередную дырку на обоях. Дырок здесь, надо заметить, как после обстрела наполеоновской артиллерией. Когда же выдаётся кусок ровной стенки (например, во время экшена, который здесь и вправду очень неплохо поставлен), музыка отлично дополняет происходящее.
Что касается всего остального – то оно явно послано режиссёру в наказание за неведомые грехи. Сценарий, который писали аж четыре человека, по содержательности напоминает пивную этикетку, а по логичности – фейсбучные посты про гречку. Персонажи из простонародья, со всем тщанием одетые в тулупы и наученные рязанскому выговору, сливаются с берёзами, а персонажи из высшего света – с вышеупомянутыми обоями. Единственное исключение составляет барин в исполнении Андрея Ильина, который выставлен на помост в силу своих либеральных взглядов – чтобы все понимали, что «либерал» есть роль строго ругательная во все времена. Красоты русской природы могли бы спасти положение, если бы они имели место быть – однако, не считая нескольких сцен проезда телег через поле, ничего подобного в «Василисе» нет. Там вообще много чего нет, включая здравый смысл, который должен был во весь голос вопить, что, снимая фильм о мифическом персонаже, хорошо бы этому персонажу все же создать миф, да такой, чтоб душа развернулась, а потом обратно завернулась. Вместо этого мы имеем историю любви, полную всяческих нелепиц, и претензию на героизм, в которой Василиса наша Кожина предстаёт совершеннейшей дурой, хотя и не без обаяния.
За что боролись, православные?