Проблема российской кинофантастики заключается в том, что она не существует. Более того – она и не существовала. Желающие могут оглянуться назад, в советское кино, а потом вернуться назад и трезво содрогнуться. Мы застыли в вечном отрочестве во Вселенной. Спецэффекты ниже нашего достоинства. Интересный сценарий выше нашего понимания. По результатам весь жанр находится вне нашей компетенции – но последний раз это, кажется, волновало Федора Бондарчука, у которого по «Обитаемому острову» бродили выходцы из «Эквилибриума» на фоне декораций из «Эквилибриума» же – и кто говорит «плагиат», мы говорим «традиция». Потому что из своей традиции у нас только и исключительно «Солярис», то есть фантастика молчания и говорения в некоем пространстве, обозначенном как условное.
«Вычислитель» истинное дитя этого безумия.
Пытаясь усидеть на двух стульях, он продаёт нам по сути некое роуд-муви, в котором путешественников едят все - от грибов до деревьев. Ничего плохого в этом, конечно, нет. Напротив – вся эта хищная растительность в сочетании с мрачными пейзажами Исландии выглядит очень достойно. Спецэффекты «Вычислителя» даже вызывают восхищение своей изящной экономностью, если учесть смешной для фантастики бюджет в два миллиона долларов. Ещё одно несомненное достоинство «Вычислителя» - это исходная повесть, позволяющая снять достаточно камерную историю в духе вот того самого молчания и говорения. И, наконец, актёрский состав, где хороший парень – Евгений Миронов, а плохой парень Винни Джонс; небо ещё не видело таких правильных пацаков на такие роли. А если добавить к этому хрипловатый голосок Анны Чиповской, то неравнодушному зрителю можно бы и вовсе воскресить в сердце своём все надежды на лучшее в отечественном кино.
К сожалению, ничего хорошего из такого многообещающего коктейля не вышло, поскольку авторы сценария, кажется, искренне полагали, что создать героев – исключительно актёрское дело. В результате все персонажи «Вычислителя», от Эрвина до начальника тюрьмы, страдают тяжёлым идиотизмом. И если в случае с женскими персонажами это простительно, то когда речь идёт о целом живом Основателе Системы – хочется плакать и заламывать руки. Эрвина не может спасти даже Миронов – точно так же, как даже невероятная отрицательная харизма Джонса не в состоянии оживить абсолютно картонного Юста. И только барышня выглядит убедительно – если, конечно, полагать барышень существами, которые в любой непонятной ситуации предаются печали о том, что их никогда не носили на руках.
Самое печальное, что даже идиотизм этот без огонька, болтается себе, как унылые серые лохмотья на фоне такого же серого неба. От того сам «Вычислитель» - серый, как казарменная стена, и унылый, как овсяный отвар, и вовсе не потому, что кругом туман и серые плащи. Не плащи красят персонажей-то, и не лучи смерти озаряют тёмное царство. Здравый смысл, точный план и сила воли – вот что приведёт когда-нибудь отечественный кинематограф к Счастливым Островам! А пока дышите глубже, вас пожрало Саргассово Болото.