Экранизация биографии (она же байопик) — это вещь, требующая от режиссёра умения сосредоточиться на главном. Потому что жизнь замечательных людей бывает довольно длинна, а экранного времени 2 часа. Олимпийский бегун Луи Замперини прожил 97 лет, причём прожил качественно – несмотря на 45 дней дрейфа на плоту в открытом море и почти два года в японском лагере для военнопленных, где ему очень не повезло стать объектом особой привязанности откровенного садиста Муцухиру Ватанабэ. Пример физической и душевной силы - его история обречена была на экранизацию, особенно если учесть, что Замперини не жил тихо, а был проповедником и общественным деятелем вплоть до своей смерти в прошлом году. Другое дело, что экранизация не то чтобы не получилась – но оказалась слишком поверхностной.
У «Несломленного» было всё, чтобы состояться – включая качественный сценарий и неплохого режиссёра. Анджелина Джоли последовательно и старательно разворачивает перед зрителем судьбу мальчишки из семьи итальянских эмигрантов. И служба в храме, и тренировки, и воздушный бой, и военная база, и море, и ловля акулы, и плен – все это сделано убедительно и с толком, так, что, несмотря на весь плавный тон повествования, зрителю негде заскучать. Актёры тоже не подводят, а японская рок-звезда Мияви так вообще играет нечто такое извращённое, что впору содрогнуться. К тому же «Несломленный» фактически повторяет трюк с ожиданиями зрителя, который произвела прекрасная «Ярость». Он начисто лишён патриотического пафоса, оставаясь историей о человеке на войне, перед которым, в силу обстоятельств, не стоит никаких иных задач, кроме простого выживания.
По иронии судьбы, это и оказывается той бронеплитой, которая держит фильм на уровне среднего бассейна, не давая ему обрести глубину. Полтора часа сплошного выживания под пытками у Джоли отсылают нас (и видимо, не без умысла) к «Страстям Христовым». Но только Богу можно умереть и воскреснуть без ущерба. Реальный Луи Замперини в течение четырёх лет после плена непрерывно пил и был одержим идеей кровавой мести. Это практически разрушило его брак и поставило его самого на грань самоубийства – и к церкви (кстати, не католической) он пришёл именно поэтому. Но четыре года полубезумия, которые были главным испытанием героя, вошли в фильм о нём только на правах финальных титров.
Рассказывая частную историю, Джоли не делает никаких попыток переступить за грань вечного принципа «а потом подошла кавалерия». В любом другом жанре это не было бы проблемой. Но байопик рассказывает историю жизни, а в жизни мало выжить. Судьба Замперини – именно об этом. А фильм о Замперини – про совсем другие вещи, поскольку останавливается ровно там, где положено остановиться голливудскому кино. Хорошо снятому, хорошо сыгранному, прекрасно смонтированному кино, которое действительно стоит смотреть. Хотя бы ради того, чтобы потом задуматься.