Дети любят медведей. Сложно объяснить, с чем это связано – но что в России понятие «Плюшевый мишка», что в Британиии «медвежонок Паддингтон» понятия нарицательные. Милота, ручки под щёчку, поцелуй в лоб, сказка на ночь. То есть такая, чтобы и интересно, и заснуть можно было с лёгкой и бесстрашной душой. Для англичан рассказы Майкла Бонда о медвежонке в красной шляпе в этом смысле вещь уже, что называется, намоленная – десятилетия детской люби и мягких родительских голосов. Перенести это на экран, показать всему миру и заставить весь мир проникнуться было очень сложной задачей. Чем-то сродни волшебству.
Что ж, надо отметить, что все, кто создавал этот фильм – немного волшебники.
Лохматый спецэффект не выглядит спецэффектом. Он – мишка в красной шляпе и синем пальто, с чемоданом в руках и сэндвичем на крайний случай. Истинное чудо кинематографа, потому что соединяет в себе современную технологию и вечный кинообраз Бродяжки, который создал ещё Чарли Чаплин. Тот самый, который безошибочно узнается по внешним и внутренним примет. Котелок и шляпа, тросточка и чемодан, большие башмаки и сэндвич. Бесприютность, доброта, наивность, не слишком хорошие манеры, неспособность лгать. Живой и забавный Паддингтон обречён на успех, потому что режиссёр фильма Пол Кинг с истинно британской склонностью к традиции взял проверенный рецепт. И не прогадал.
Ещё одна тайна «Приключений Паддингтона» заключается в том, что он по-цирковому ярок и по-детски искренен. Это редкое сочетание. К сожалению, абсолютное большинство нынешних семейных фильмов не в состоянии вдохнуть жизнь в собственные же тяжеловесные штампы – например, в то, как родители и дети становятся ближе, спасая какого-нибудь внезапного чужака. Пол Кинг берёт в руки эти чугунные болванки и принимается ими жонглировать так, будто это разноцветные мячи – и под конец они слетают с его рук стайкой пёстрых бабочек. И это тоже чудо кинематографа – примерно такое же, как опадающее и расцветающее дерево в доме у Браунов. Которое, между прочим, нарисовано на стене.
Кстати, о Браунах – и вообще об актёрском ансамбле. Он великолепен. Это традиционная уже история для британского фильма: даже второстепенные персонажи вроде охранника и таксиста запоминаются на раз. Что уж говорить о главных героях! Хью Бонневиль, Салли Хокинс, Питер Капальди, Джули Уолтерс играют по сути те же самые клише – но привносят в них непринуждённость и юмор, делая историю абсолютно живой, заставляя зрителя любого возраста переживать и смеяться. И даже Николь Кидман, играющая здесь холодную жуткую ягу-таксидермиста, в конце становится злом смешным и потому нестрашным.
«Приключения Паддингтона» - это фильм-праздник не только для детей, которым понравятся яркие краски, симпатичный медведь, кукольные домики и банки с апельсиновым джемом. Это праздник и для взрослых. Ведь нет такого взрослого, который не любил бы игрушечных железных дорог и тайн антикварной лавки, не вздыхал бы и не улыбался, вспоминая, как изменило его рождение детей. Который не ценил бы мягкого юмора, хороших диалогов и весёлой доброй истории. Кино всегда считалось патентованным лекарством от всех забот и тревог, но истинное чудо случается редко. «Приключения Паддингтона» - как раз такое чудо, очень обыкновенное и совершенно удивительное. То самое чудо, ради которого имеет смысл зимой выходить из дома и идти в кинотеатр.