Нынешние фильмы ужасов если и пугают, то только тем, до каких степеней может дойти человеческая бездарность, отсутствие фантазии и следование тупым клише. Последний тусклый, серый, унылый пример - «Женщина в чёрном-2», которая не стоит даже потраченного на неё электричества. Слава богу, что хороший хоррор появляется пока ещё всё-таки не раз в две тысячи лет, как Мессия, а раз в два года. В 2012 году был «Синистер», а 2014 – «Окулус». «Бабадук» свалился на нас, как любовь, нечаянно, когда никто совсем не ждал. Ну, в самом деле – чего можно ожидать от никому не известной австралийской актрисы, даже если она и была каким-то там помощником фон Триера на съёмках «Догвилля»?
Между тем, если Дженнифер Кент продолжит в том же духе – то её имя будут знать все, кто ценит изобретательное, интересное и, самое главное, очень качественное кино. Считается, что женщина может из ничего сделать салат, шляпку и скандал. Не верьте. Дженнифер Кент доказывает, что женщина может сделать из ничего отличный фильм ужасов. Её монстр будет из бумаги и теней, в её фильме будет мама, сын и четыре комнаты, на всё про всё ей понадобятся жалкие два миллиона долларов – и это будет лучшее, что вы посмотрели в жанре за последнее время.
Секрет, как водится, прост: непонятное пугает – но понятное в сочетании с непонятным пугает ещё больше. Сложно ожидать от вменяемого человека, что он будет всерьёз переживать за группу идиотов-подростков, свернувших не туда, или за компанию абсолютных кретинов, которые так и норовят пренебречь добрыми советами и вызвать дьявола с помощью доски уиджи, вуду-чучела и такой-то матери. Но любой взрослый содрогнётся, глядя на смертельно уставшую одинокую женщину в глубокой депрессии и с шестилетним ребёнком. Который ломает кузине нос, визжит в машине и вообще где только возможно, просит покушать в самое неподходящее время, не слушает, что ему говорят и, в довершение всяческого счастья, видит каких-то там чудовищ.
На этом фоне все жанровые клише вроде зловещей книжки, стуков по ночам и трясущихся стульев выглядят вишенкой на торте, причём отравленной самым качественным ядом, который только можно было найти. Викторианский монстр в шляпе и с длинными чёрными пальцами, похожими на ножи так и остаётся бумажным – но ни на минуту не делается картонным благодаря операторской работе и правильному свету. А игра Эсси Дэвис и маленького Ноя Уайзмана делают фильм чем-то гораздо большим, чем традиционная история про монстра из шкафа, выворачивая наизнанку все штампы и превращая очень стандартный сюжет в настоящую и очень честную драму об отношениях матери и ребёнка. О безусловной любви детей, которая бывает непосильным бременем для уставших взрослых.
Отдельное удовольствие - это финал картины, такой же нетипичный, как и весь «Бабадук». На свете множество фильмов, которые показывают нам неубиваемое зло – но, кажется, ещё никто не додумался сделать это так, как Дженнифер Кент. Да и весь её фильм – продукт штучный и по нынешним временам редкий, так что будем надеяться, что, раз явившись зрителям, она никуда уже не исчезнет – точь в точь как мистер Бабадук. Не к ночи будь помянут.