Российская комедия – это уже давно ругательство. Примерно со времён двухтысячных, когда с экрана пропало всё, кроме фильмов EnjoyMovies, набитых интерьерами, шиншилловыми палантинами и прочей борьбой с миллионером Вандербильдом. Тем отраднее выход «Ч/Б» - комедии, выполненной на крепком среднесоветском уровне, да ещё и в кои-то веки про дружбу народов.
В отсутствии внятной национальной политики эта тема у нас давно и прочно забыта, и потому мотается где-то между бытовой ксенофобией и остатками советских же максим про «все люди братья». Сюжет «Ч/Б» - русский парень-нацист лайт-версии вынужденно путешествует по средней полосе в компании случайно убитого «хача», назначенного ему в ангелы-хранители – изрядно запоздал в смысле газетной актуальности. Но проблема от этого никуда не исчезла. И потому честь и хвала дебютанту Евгению Шелякину. «Мимино» он, конечно, не снял – его фильм значительно слабее, прежде всего сценарно. Но он смог вытянуть эту щемящую и простую ноту, знакомую по фильму Данелия – о том, что каждому нужен дом, а дом там, где сердце. И что все люди хорошие, если залезть к ним под шкуру, причём не ножом, а метафорически.
При всём при этом «Ч/Б» - именно комедия, и это огромный плюс. Никакого пафоса, зато много хороших диалогов и лёгкого сюра, в котором вся Россия – странная, просторная, сумасшедшая страна, где соседствуют дом полусказочного старика с берданкой и полиция, играющая в мафию, где можно забить на всякую ерунду, когда просто хочется пить, и где бандит, который родом ещё из той, погибшей страны – временно бросает всех казнить из-за спора по цитированию «Золотого телёнка». Угрюмой назидательности в этом фильме ноль, угрюмого же житейского правдоподобия – тоже. «Ч/Б» похож на GPS-навигатор, который один из героев расколотил, а какой-то народный умелец совместил с советским приёмником, и теперь он все ищет –только если музыку не выключать. Невероятно нелепо – но работает же!
Отдельное украшение фильма – это, конечно, Сергей Маковецкий в роли интеллектуального бандита Алхана. В интонациях его голоса – весь СССР, от Одессы до Тбилиси прямиком через МГУ. В результате универсальный образ задетого чужой наглостью бандита никаких гаеричевских мотивов не приобретает. Наоборот – это свой, родной типаж, ещё Гоголем описанный вместе с птицей-тройкой и шарабаном, который мотается по стране в поисках мёртвых душ. Что касается Алексея Чадова и Мераба Нинидзе, то у них все выходит просто отлично – за исключением разве какой-то мягкой неуверенности в герое Чадова. Явно чувствуется, что актёр мог и даже хотел бы сделать своего героя более резким и ярким – да не сложилось. Но, в конце концов, для полусказочной комедии это даже хорошо.
Закончим просто и в лоб – на экраны в кои-то веки вышло хорошее российское кино и его надо смотреть. Можно бы, конечно, изящнее выразиться. Но вот тот дивный старик с ружьем заметил бы: «Много говоришь». И был бы прав. Какое, к чёрту, изящество, когда и так все понятно.