Поучительно бывает наблюдать за тем, как режиссёр, абсолютно не изменяя себе, умудряется в одном случае успешно решить сложнейшую задачу, а в другом – споткнуться на ровном месте. Вот, например, британец Джо Райт снял замечательное кино по «Анне Карениной» - и провалил родного «Питера Пэна». Казалось бы: вот русская классика, порождение чуждого разума – а вот впитанная чуть ли не с молоком матери детская сказка. Что тут может пойти не так? Да буквально все!
Не будем совсем уж грешить на новую экранизацию книжки Джеймса Барри. Визуально «Пэн» - совершенство. Это именно тот случай, когда фильм имеет смысл смотреть исключительно в хорошем 3D: будьте уверены, вас от души порадуют боем пиратского парусника с самолётами, многократным падением в пропасти с любых поверхностей, миром фей, крокодилами и великолепным гримом Хью Джекмана. Работники кисти, иглы и зелёного экрана поработали на славу. С таким фанатизмом к процессу создания новых земель подходил, кажется, только Джеймс Кэмерон - и в итоге объявлен в очередной раз неповторимым и величайшим, хотя сюжет «Аватара» был настолько по-голливудски банален, что смотреть неловко. Но все заслонили синие грибы и светящиеся деревья.
Райт проворачивает похожий фокус – но с намного более печальным исходом. Это и понятно: там, где Кэмерон излагал какую-никакую, а всё-таки собственную историю, Райт берётся за классику, известную всем с детства, причём не только в качестве книжки, но и в виде многочисленных фильмов и мультиков. Это такая конкуренция, которую надо ещё выдержать, как минимум найдя какие-то новые акценты или образное решение. Райт же, перестроив сюжет, введя новых персонажей, создав изумительной красоты мир, умудряется не только не дать зрителю ничего нового, но и отобрать у него ту, ещё в детстве полученную конфетку.
Горько-сладкую печальную сказку про детей, которые никогда не разучатся быть весёлыми, непонимающими и бессердечными, сменила до тошноты надоевшая история про Избранного сироту и его погибших родителей. Порой кажется, что сценарист Джейсон Фьюкс держит дома алтарь с пятью произвольными страницами из Джоанны Роулинг, и на всех красным подчёркнута фраза «у тебя глаза матери». Казалось бы, безобидное увлечение, а сколько вреда! Исходный материал не переписан, не изуродован даже – он упрощён до степени плохой экранизации комикса. Плюс к этому герои вынуждены произносить настолько ненатуральные диалоги и монологи, что все происходящее на экране начинает напоминать сеанс тимбилдинга. Окончательный оттенок тихой печали «Пэну» придаёт российский дубляж: бог знает, кто те гении, которые решили перевести «Smells like teen spirit» - и он обязательно воздаст им по грехам их.
Смотреть на это тем более мучительно, что подбор актёров в фильме весьма удачный, и каждый из этих одарённых и симпатичных людей честно тянет свою лямку. Играть им совершенно нечего, но они, как могут, пытаются сотворить чудо и оживить всех прописанных в сценарии кукол из картона, тряпок и берёзовых поленьев. Особенно это касается Гаррета Хэдлунда, который умудряется-таки сделать своего Крюка запоминающимся, обаятельным и вызывающим сожаление, и юного Леви Миллера, который оказывается убедительным, несмотря на абсолютную бесцветность, пафосность и банальность Питера Пэна, написанного сценаристом. Добавьте к этому визуальное совершенство, о котором говорилось выше, добавьте достаточно бодрый экшен – и вы получите то чувство мучительного сожаления, которое всегда оставляют по себе фильмы, которые могли бы состояться – но не состоялись.