«Рокки» - один из тех фильмов, в которых слишком много всего. Это поразительная история успеха: сейчас-то трудно представить, но «Рокки» могло не быть, потому что United Artists, взяв Сталлоне на главную роль по ошибке, решила, что дело провальное, в два раза срезала бюджет и не дала почти ничего ни на рекламу, ни на прокат – фильм вышел смешным количеством копий, которые потом пришлось допечатывать.
Это одна из лучших голливудских картин, берущая прежде всего искренностью и простотой. Это, наконец, целая жизнь, прожитая героем и нами за 40 лет. Не все части франшизы, мягко говоря, были удачными, но и первый «Рокки», и «Рокки Бальбоа», и вышедший сегодня в прокат «Крид» — то, что действительно хочется видеть на экране: естественность, лишённая всякого пафоса.
Честно говоря, создатели «Крида» могли бы поучить всех, кто перезапускает сегодня знаменитые франшизы, тому, как это надо делать. Райан Куглер и Аарон Ковингтон вновь рассказывают о начинающем боксёре, которому во что бы то ни стало надо победить – и это и та же, и совсем другая история. Рокки был нищим итальянцем без будущего, Адонис Крид – чёрный, у которого есть всё, прошло 40 лет, мир изменился до неузнаваемости – но человеку по-прежнему нужно сражение между собой и собой. Это и есть главный бой всей жизни, без него всё остальное не имеет смысла. «Крид» — история преодоления, результат которого отнюдь не гарантирован. Таково одно из главных достоинств фильма: он по-человечески непредсказуем, он лишён машинной беспроигрышности, которая так часто портит голливудское кино.
Сила «Крида» ещё и в том, что перед нами кино по-хорошему эмоциональное. Актёрские работы здесь вызывают не меньше положительных эмоций, чем сама картина. Всегда приятно видеть, как раскрывается молодой актёр, который недавно изображал какую-нибудь главную действующую мебель в подростковой франшизе. Конечно, Майкл Б. Джордан был по-настоящему хорош в «Станции Фрутвейл» всё того же Куглера, но картонная «Фантастическая четвёрка» заслонила бы собою всё, что угодно. Драчливого мальчишку Адониса, у которого в голове кипит какой-то собственный адский котёл, заслонить трудно. Джордан играет без единой фальшивой ноты, и неважно, один ли он в кадре или со своим знаменитым партнёром. Этот бой молодой актёр выдерживает до конца, нигде не давая слабину. Бесценно – потому что Сильвестр Сталлоне, вернувшийся к роли Рокки Бальбоа, превзошёл сам себя.
Слай один из тех актёров, которым лучше всего удаётся не играть, а быть. В одном из интервью он говорил: «Я всегда твержу, что я больше чем Рокки. Но правда в том, что это не так. Я хотел бы быть хотя бы половиной его. Я был глуп. Рокки — одно из самых честных моих творений». Неудивительно, что Рокки в «Криде» так хорош. Возвращаясь к роли, которая прославила его, Сталлоне, синоним крутизны и неубиваемости, устраняется от всей этой грохочущей бравады – и на экране снова возникает простой парень, с которым мир познакомился 40 лет назад. На пороге своего 70-летия Сталлоне играет итог и продолжение, осень, которая всё ещё может согреть и в состоянии накормить, излёт такой долгой и такой разной жизни. Его искренность предельна, и оттого таким щемящим и в то же время обнадёживающим оказывается финал «Крида», одного из лучших новых-старых фильмов в наступившем году.