Если внимательно присмотреться, можно найти миллион причин, чтобы всё-таки прочитать роман с таким возмутительным, невозможным, абсурдным названием: «Гордость и предубеждение и зомби».
Самый большой книголюб блогосферы Иркутской области, ведущий популярного блога о книгах bookeanarium.livejournal.com Ирина Распопина совместно с порталом «ИрСити» продолжает проект «Книга недели». Ирина специально для наших посетителей будет читать десятки новых книг, а затем раз в неделю писать рецензии на одну из них, подталкивая тем самым к прочтению лучшего из свежевышедшего.
Хорошо, а теперь признавайтесь: кто смотрел фильм «Ковбои против пришельцев»? Где Дэниел Крейг и Харрисон Форд примиряли с мыслью «ну, если кто-то допускает реальность визита пришельцев в будущем, почему бы не допустить возможность такого визита в прошлом?». Та же история и с зомби: почему бы не предположить их присутствие в Англии XVIII века. Остаётся главный вопрос: зачем всё это? Всё просто. Джейн Остин написала «Гордость и предубеждение» 203 года назад; за прошедшую вечность одних только экранизаций было 14, а уж статей в научных журналах, обсуждений и прочего – без счёту. Представьте себя режиссёром очередного фильма по многострадальному роману. Так, сделаем акцент на второстепенного персонажа... ах, уже было, тогда растянем в сериал... тоже было, да что вы говорите... Именно в такой ситуации художественные деятели врубают постмодернизм на полную мощность, объединяя симфонический оркестр с рок-группой или снимая «Ромео+Джульетта», а то и вовсе перенося Шерлока Холмса в наши дни. Шекспир с пистолетами, Шерлок с айфоном, «Гордость и предубеждение» - с зомби. В свете постмодернистских софитов классика начинает переливаться новыми красками, Джонни сделает монтаж, Джонни-мнемоник – мэшап, кинозалы заполонит свежая кровь.
Проще всего тем, кто зомби-тематику уважает, а в списке любимых шоу нежно подталкиваемый катаной повыше в персональном топ-10 сериал «Ходячие мертвецы». И можно со спокойной совестью сделать вид, что листаешь трэшак, а на самом деле читать приличную литературу. Бравада? Нет, просто мужской способ наконец-то прочитать Великий Роман, на котором стоит антиугонная система «не выносить из женского общежития, а то просмеют». Добавляя маскулинности в замес, автор усилил и женские позиции: теперь девушки не только украшение любого салона, но и могут постоять за себя, используя по назначению мушкеты, кинжалы и боевые приёмы мастеров Шаолиня. Но здесь-то и выясняется: умеешь ты махать клинком или давать «кииийя» прямиком пяткой в нос или нет – вечные проблемы остаются, а риторические вопросы всё так же повисают в неопределённости, как луна в ивовых зарослях. Самое время показать, как удачно вплели зомби-узор в ткань повествования, ловите цитату: «Неужели этот маленький жирный священник желает взять её в жёны? Она с ужасом подумала о том, каково это – выйти замуж за человека, который берёт в руки клинок, лишь когда нужно нарезать горгонзолу». В ситуации сватовства к Элизабет Беннет новый автор добавляет новую деталь к психологическому портрету незадачливого жениха: мягкотелый священнослужитель не способен будет защитить себя и близких с оружием в руках, у фразы «как за каменной стеной» в данном случае картонный остов и полое дно.
В чём самая большая проблема всех этих книг про зомби, вампиров, оборотней и попаданцев заодно? Хромает сюжет, рассыпается остов, ржавеет логика, дребезжит язык, провисает мораль, – за что ни возьмись в современной литературе – всё тут же рассыпается в прах. А текст Джейн Остин проверен временем, прочен, будет стоять ещё века, распахивая двери каждому. Берём каменный дом, – крепкий, но потерявший для некоторых привлекательность, рассаживаем вокруг плющ и вуаля: тот самый крепкий дом, только теперь ещё и увитый зеленью. Так и с романом «Гордость и предубеждение и зомби»: сюжет, мотивы, мораль, логика, дилеммы, интрига, - всё на месте, только ещё бонусом нежить в стадии разложения. Во время эпидемий чумы, холеры, оспы и тифа то ли ещё было...