Сибирячка Елена Ефанова своими руками создает необычные произведения искусства — авторские кокошники. Изделия можно рассматривать часами, так много в них деталей, причудливых узоров и разных материалов. Как она пришла к такому хобби, пользуются ли народные головные уборы популярностью и можно ли говорить о возрождении старинных традиций в современном мире, у рукодельницы узнали наши коллеги из NGS42.RU
С чего всё началось
Долгие годы Елена работала фотографом. Для съемок часто было необходимо где-то достать необычный реквизит: маски, крылья, короны. Елена то и дело что-то мастерила. Однажды по сюжету фотосессии потребовались непростые элементы.
— Должен был быть на фотографии черный красивый петух и черный кокошник. В Кемерово такого вообще не смогла найти. Было в городах слишком далеких, доставка была бы очень долгой. Тут пришла мысль, что лучше сделаю сама. Это был первый опыт, — вспоминает мастерица.
Для создания Елена воспользовалась подручными материалами: ободком, маминой старой бижутерией, нитками — всем, что нашлось дома. После публикации фотосет произвел настоящий фурор, интернет-пользовательницы наперебой спрашивали, где можно найти такой же головной убор.
В итоге сейчас Елена занимается не только фотографией, но и создает изделия на заказ, а также сдает их в аренду для мероприятий.
Нелегкая ноша
Кемеровчанка начала свое бизнес-хобби около года назад, за это время набила руку, освоила новые техники.
— Мамина бижутерия кончилась, приходится заказывать материалы. В основе картон, он покрывается специальной пастой. Потом я использую краски, тесьму, кружево, камни, элементы из полимерной глины, — делится автор.
В результате такое украшение весит немало. Для танцев и активности не подойдет, зато отлично смотрится на подиуме, сцене, в клипе или на фотосъемке.
— Они очень прочные, но не очень практичные. Все разные, конечно, вес зависит от декора и размера. Но реквизит подъемный, в любом случае носибильно. Один из самых тяжелых из-за обилия полимерной глины — кокошник с грибами и глазами, весит килограмма полтора.
Тренд на традиции
Популярность кокошников удивила и саму Елену. Эта ниша оказалась на редкость востребованной и свободной.
— Город у нас маленький, и у меня на этом поприще фактически нет конкуренции. Если кто и занимается, то совсем по другому профилю. Скорее, под танцы для создания народного костюма. А о том, что на такие украшения запрос просто огромный, я узнала, только разместив объявление в интернете, — рассказывает Елена.
Ефанова с сожалением отмечает, что несмотря на явный тренд и популярность, комьюнити мастеров по кокошникам в стране пока не сформировано. Но, возможно, такое сообщество появится в будущем.
— Стараюсь подписываться на группы похожей тематики, открыла для себя несколько дизайнеров. Однажды я участвовала в ярмарке мастеров, удалось познакомиться с большим количеством рукодельниц. Но они занимаются не кокошниками, а бижутерией, лепкой глины и так далее. Но это всё равно было очень полезно, потому что направления смежные. Обсудили, где лучше покупать материалы, какие удобнее в работе, — делится автор.
Стоимость работы немаленькая, но покупательниц это не останавливает. К тому же аналоги в Москве и Санкт-Петербурге еще дороже.
— Зависит от размера и материалов. Маленький кокошник — 3,5–4 тысячи рублей. Он будет достаточно простой, но красивый. А большой и самый дорогой может до 10 тысяч доходить, — объясняет мастер.
Изготовление одного кокошника занимает до недели, но рукодельница делает его с перерывами. Елена говорит, что чистой работы здесь примерно на два вечера, но приходится периодически прерываться.
— Одна стадия может требовать подождать, пока краска высохнет или паста затвердеет. И много времени уходит на ожидание заказанных материалов, — поясняет рукодельница.
Ефанова признаётся, что часто вдохновляется чужими работами в интернете, но всегда интерпретирует идеи по-своему и вносит в них дополнительные изюминки. Их нельзя назвать исторической реконструкцией. Ее стиль — современное прочтение исторического украшения. Она делает его мистическим, сказочным и модным.