С 1990-х годов в России действует способ обращения с бездомными собаками, известный как «Отлов — Стерилизация — Вакцинация — Возврат» (ОСВВ), который подразумевает свободное нахождение животных в городской среде. Этот метод, предложенный российской зоозащитной общественностью, по-прежнему остается экспериментальным.
Неудивительно, что за 34 года в отношениях между разными ведомствами законодательной и исполнительной власти накопилось немало противоречий о том, как поступать с бездомными собаками. Их и пытались разрешить на организованном «Чита.Ру» круглом столе глава администрации Читы Инна Щеглова, представители Госветслужбы Марина Говорова и Мария Головкина, старший помощник прокурора Евгений Синельников и руководитель приютов для бездомных собак «Пять звезд» Александр Солдатов. Модератором дискуссии традиционно выступил генеральный директор сетевого издания Андрей Козлов.
На содержание одной собаки в день уходит около 150 рублей
По словам Козлова, у регионов нет полномочий, чтобы умерщвлять животных после передержки. Поэтому субъекты РФ вынуждены содержать бездомных собак за свой счет, применяя эвтаназию только на агрессивных особях.
— Губернатор Забайкальского края в конце 2023 года принял решение оставлять отловленных собак в пунктах временного содержания, не возвращая их в привычное место обитания. Это значит, что есть необходимость увеличивать количество вольеров в приютах, причем так, чтобы это было в рамках закона. Сегодня содержание одной собаки составляет около 150 рублей в день. За 2024 год на эти цели из регионального бюджета потратили 201 млн рублей. И, насколько я понимаю, с годами эта сумма будет только увеличиваться, — начал обсуждение Андрей Козлов.
Когда в августе 2023 года в силу вступил приказ Александра Осипова о том, чтобы не возвращать в прежнюю среду обитания собак свыше 25 см в холке, ситуация для приютов и пунктов временного содержания резко осложнилась. Собак стало больше, а мест для их размещения не прибавилось.
По словам Александра Солдатова, руководителя компании «Пять звезд», которая отлавливает в год около 10 тысяч бродячих собак в Иркутской области и Забайкальском крае, его команде пришлось строить дополнительные вольеры в кратчайшие сроки. Чтобы всё было по закону.
Новые вольеры решат проблему только в краткосрочной перспективе
— Проблемы с местами начали решать сразу, поэтому сегодня у нас около 2,5 тысячи вольеров на 5 тысяч голов. В этом году планируем расширить приют в Читинском районе и построить новый — в Нерчинском. В Читинском районе увеличим вместимость до 200 мест, а в Нерчинском сможем содержать еще 2,5 тысячи голов, — рассказал Солдатов.
Однако, по словам Солдатова, такие меры помогут только в краткосрочной перспективе, поскольку дополнительных мест хватит всего на 3–4 месяца. Само решение не выпускать животных в среду прежнего обитания, конечно, дает свои результаты, но все прекрасно понимают, что это очень серьезный удар для бюджета.
— Вчера я был на совещании в Иркутской области, там такая же ситуация. Однако в Иркутске разрабатывается закон по пункту временного размещения, который даст право усыплять не только больных, но и агрессивных животных. Я еще вот что хочу сказать: собаки везде разные, и если говорить за свои приюты, то в процентных соотношениях агрессивных животных не более 15–20%. Как правило, чем дальше они живут от города, тем более опасны, — отмечает Солдатов.
Охотовед и ветеринар Солдатов считает, что пункты временного содержания для собак могут только осложнить ситуацию с безнадзорными животными в регионах, поскольку требуют еще больших вложений.
— Для ПВС нужен директор, бухгалтер, сторож, водитель, ветеринарный врач, может, и не один. А еще аренда земельных участков, строительство, логистика, ремонт машин, зарплата специалистам. Мы это считали всё, в год ПВС обойдется примерно в 300–400 миллионов рублей. Как по мне, важно, чтобы пункты временного содержания либо располагались на территории приютов, либо граничили с ними, — отмечает Солдатов.
«Не в каждом доме должна быть собака, но у каждой собаки должен быть дом»
Эксперт считает: чтобы комплексно и гуманно решить проблему с бездомными животными и избежать их нападения на детей, в первую очередь нужно работать с людьми — заниматься их просвещением.
— Важно объяснять людям, как обращаться с животными. Вот мы сегодня провели сразу два спектакля для детей участников СВО в Доме офицеров по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг». Собрали большую аудиторию, примерно 150 человек. Во время постановки показывали кадры из приюта, рассказывали, как волонтеры помогают нам пристраивать собак, обсуждали, как вести себя в случае нападения агрессивного животного. Мы пытаемся донести до людей, что не в каждом доме должна быть собака, но у каждой собаки должен быть дом, — добавил Александр Солдатов.
Эксперт уверен, что отлаженное взаимодействие между приютами и надзорными ведомствами пойдет на пользу как подрядчикам, так и самим властям. А пока его нет, деньги, которые могли бы пойти на улучшения условий в приютах или лечение животных, уходят на оплату юристам. Солдатов отмечает: ситуация с бездомными животными сложилась такая, что люди просто вынуждены учиться жить с собаками.
— Порой просто не успевали рассматривать запросы от прокуратуры, которых за неделю насчитывалось около 20. Некоторые люди в администрациях, что курируют нашу деятельность, порой даже боятся работать, потому что несут огромную ответственность, которую не всегда тянут. Может, у кого-то есть идеи, как облегчить эту бюрократию? Я призываю к тому, чтобы органы власти и подрядчики активно взаимодействовали даже при малейшем изменении в законодательстве, чтобы связать закон и практику. Многие вопросы можно решить путем нормальных переговоров, если приглашать на совещания разных специалистов: законодателей, представителей ветслужб, — подытожил Солдатов.