В иркутских региональных газетах во второй половине июля активно обсуждались лесные пожары, которые захватили почти всю территорию Приангарья и привели к отставке двух чиновников. Не менее важной темой стали и самолёты; трагедия на Украине и экстренная посадка Аэробуса в Иркутске вызвали больше вопросов, чем ответов.
Юлия Мамонтова в свежем номере газеты «Областная» рассуждает о ситуации с лесными пожарами, упоминая о том, что в 2012-2013 годах Приангарье было признано лучшим в России в части недопущения распространения лесных пожаров. А в 2014 году площадь горения лесов превзошла все остальные регионы страны. Эта ситуация не могла не привести в кадровым перестановкам. Итог - уволены министр промышленности и лесного комплекса Алексей Климов и руководитель агентства лесного хозяйства Александр Кулахметов за неудовлетворительную работу. Ну а что? Такую ответственную работу нужно доверять соответствующим людям.
Читать про то, как власти Приангарья борются с пожарами
Лесные пожары довели чиновников до отставки
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко на прошлой неделе освободил от занимаемых должностей министра промышленности и лесного комплекса Алексея Климова и руководителя агентства лесного хозяйства Александра Кулахметова за неудовлетворительную работу, связанную с тушением лесных пожаров. На заседании КЧС первый заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков потребовал от глав муниципалитетов быстро реагировать на возгорания в тайге.
На прошлой неделе ситуацию с лесными пожарами обсуждали на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, а позже эта же тема стала главной на областной КЧС. «У нас самая большая площадь горения леса. При этом режим чрезвычайной ситуации позволяет нам мобилизовать большое количество ресурсов, не все возможности используются. Я беру на себя ответственность как председатель КЧС, но один в поле не воин, и только слаженная совместная работа всех подразделений правительства, муниципалитетов, главного управления МЧС позволит нам кардинально изменить ситуацию. Мы умеем это делать, ведь данное лето ничем не отличается от предыдущих, в 2012 и 2013 годах мы были лучшими в России в части недопущения распространения лесных пожаров», – заявил Николай Слободчиков.
На встрече в режиме видеоконференции об оперативной обстановке докладывали главы самых проблемных муниципальных образований. Так, мэр Нижнеилимского района Николай Тюхтяев сообщил, что, по данным на четверг, на территории МО действовало в общей сложности четыре лесных пожара на общей площади 175 гектара. Жарко в тот день было и в Киренском районе, где, по информации мэра Петра Неупокоева, горело почти две тысячи гектаров тайги. Глава муниципалитета посетовал на то, что руководители пяти местных лесозаготовительных предприятий отказываются предоставить работников для тушения действующих пожаров – непосредственно на их делянах возгораний нет. Между тем в так называемых сводных планах, которые составляются в районах на случай ЧС, оказание такой мобилизационной помощи предприятиями и организациями предусмотрено. Петр Неупокоев по данному факту проинформировал прокуратуру. Если в Киренском МО, по заверениям местных властей, тайга горела далеко от населённых пунктов, то в Казачинско-Ленском районе лесные пожары подступили достаточно близко к посёлку Магистральный и деревне Вершина Ханды. Для работы по тушению огня там были мобилизованы 115 человек, задействована 41 единица техники.
Самая напряжённая обстановка сложилась в Катангском районе. Там было два пожара площадью около 400 гектар, которые находились в трёх километрах от Непы, 14 тысяч гектар горело неподалеку от райцентра. В Ербогачёне температура воздуха доходила до плюс 44 градусов, а сам посёлок был в дыму, рассказал мэр Катангского района Сергей Чонский. На следующий день пожар, угрожавший райцентру, был остановлен, и в Ербогачён на вертолёте прибыли специалисты пожарно-химических станций. Отряд направлен для усиления группировки, которая борется с лесным пожаром в окрестностях райцентра. На заседании 17 июля начальник ГУ МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов, озвучивая в целом тему борьбы с лесными пожарами, рассказал о том, что с начала пожароопасного периода в рамках расследования уголовных дел установлено восемь лиц, виновных в возникновении возгораний.
Также к административной ответственности привлечены 10 глав муниципальных образований и один руководитель предприятия. Помимо этого, по словам Валентина Нелюбова, не готовыми к сезону лесных пожаров в Прибайкалье остаются девять населённых пунктов: Нема в Усть-Илимском районе; Мальта, Китой, Старая Ясачная – в Усольском; в Тулунском – Тулун и деревня Александровка; в Иркутском – Нижний Кочергат, Ангарские Хутора, Большие Коты. Что касается денежной стороны вопроса, то по информации министра финансов Иркутской области Наталии Бояриновой, для борьбы с лесными пожарами в текущем году Приангарью из федерального бюджета выделено 521 миллион рублей. Несмотря на стопроцентное заключение госконтрактов с теми, кто должен тушить пожары, их исполнение составляет лишь 56%, в результате чего более 250 млн рублей остаются на едином счёте областного бюджета.
«Такой подход к делу недопустим, – отметил Николай Слободчиков. – Сегодня с учётом принятых губернатором организационных решений все должны сделать выводы. Я обращаюсь к мэрам и прошу на местах определить источники сил и средств, которые установлены сводным планом. У нас низкий процент мобилизации и совершенно не дисциплинированы некоторые арендаторы. Большая просьба к прокуратуре Иркутской области – дать правовую оценку их действий и усилий глав муниципальных образований, которые, по информации МЧС, до сих пор не готовы к пожароопасному периоду. В июле к нам приедет министр природных ресурсов РФ Сергей Донской. Я думаю, он, учитывая сложную лесопожарную обстановку, не обойдёт вниманием этот вопрос. Пока же у нас небольшое возгорание за несколько суток разрастается на сотни тысяч гектаров».
Юлия Мамонтова, «Областная газета»
Юлия Ли в газете «Конкурент» в материале с многообещающим названием «Торговый масштаб» рассказывает о том, что в Иркутск до конца года пополнят два крупных ТРЦ «Комсомолл» и «Сильвер молл», каких жители ещё не видали. Автор подчёркивает, что именно появление столь крупных соседей многие связывают с информацией о продаже другого ТРЦ «Джем молла» его московскими собственниками за 80 миллионов долларов (стоит, однако, заметить, что иркутский «Джем молл» не единственный ТРЦ сети, выставленный на продажу – в Кирове продаётся одноименный объект). В тень новых крупных торговых центров попадёт не только «Джем молл», но и «Модный квартал» с «Карамелью».
Читать про то, как в Иркутске «размножаются» торговые центры
Больше квадратного метра магазинов на каждого иркутянина
Число торговых площадок в Иркутске постоянно растёт. Но, несмотря на споры, нужно ли городу больше торговых центров, чем есть сейчас, специалисты утверждают: в ближайшее время число моллов и крупных мультибрендовых магазинов будет только увеличиваться.
- По официальным данным, «обеспеченность населения торговыми площадями в 2013 году составила 1,15 тысячи квадратных метров на одну тысячу жителей. Это на 73,6% превышает норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов», – говорит эксперт-аналитик рынка недвижимости Татьяна Галущенко, ссылаясь на доклад городской мэрии. – Казалось бы, куда ещё строить? Однако здесь следует понимать, что 70% этих площадей – морально устаревшие, изношенные объекты, которые уже пора реконструировать. В этом смысле весьма логичным видится снос ТЦ «Престиж» и строительство на его месте полностью нового объекта. Что же касается современных торговых площадей, – продолжает специалист, – таковых в городе сейчас не более 250 квадратных метров на одну тысячу человек. Нормой сегодня считается 1 тысяча квадратов на одну тысячу жителей. Даже с вводом новых ТЦ и РЦ обеспеченность Иркутска качественными торговыми площадями будет составлять около 650 квадратных метров на одну тысячу человек.
Таким образом, утверждают аналитики, насыщение рынка торговой недвижимости в Иркутске ещё не настало. И в ближайшее время этого ждать не стоит. Причина не только в количестве квадратных метров на человека, но и в формате самих торговых центров.
- Мы должны понимать, какие ТЦ строятся: районные или якорные, кому какой уровень конкуренции придётся выдерживать, – говорит руководитель Московского агентства регионального развития потребительского рынка и сферы услуг Сергей Лыков. – Самый главный городской торговый объект всегда один. Его площадь составляет примерно 110–120 тысяч квадратных метров. Пока в Иркутске такого нет. Строящиеся «Комсомолл» и «Сильвер молл» не дотягивают до этих масштабов.
Давить размером
Сейчас в городе возводится сразу несколько торговых центров. Но чаще всего говорят о появлении двух ТРЦ, которые планируется открыть до конца года, – «Комсомолле», расположившемся между 130-м кварталом и Академическим мостом, а также «Сильвер молле» на улице Сергеева в Свердловском районе. Последний откроется рядом с другим торгово-развлекательным центром – «Джем моллом», которого превосходит в размерах почти в 3,5 раза. Именно появление столь крупного соседа многие связывают с информацией о продаже «Джем молла» его московскими собственниками за 80 миллионов долларов (стоит, однако, заметить, что иркутский «Джем молл» не единственный ТРЦ сети, выставленный на продажу – в Кирове продаётся одноименный объект). В девелоперской компании HC&MG отказались прокомментировать, с чем связана продажа ТРЦ. Арендаторы площадок «Джем молла», несмотря на это, сохраняют спокойствие.
- Продают его уже третий год, и мы об этом в своих кругах знали. Сейчас ТРЦ работает, и в выходные цифры по посещаемости хорошие. Компания-владелец, несмотря на объявление о продаже «Джем молла», занимается маркетингом, – говорит представительница крупной сети, чей бутик расположен в ТРЦ. – Что касается будущего, то мы планируем остаться здесь, а также открыть отдел и в «Сильвер молле». В прошлом году при подписании контракта с «Сильвер моллом» мы общались с девелоперами, спрашивали, стоит ли остаться в «Джем молле», – они сказали, что не всегда, когда рядом с ТЦ открывается новый, загибается существующий. Там будут одни магазины представлены, здесь другие.
Правда, аналитики рынка недвижимости не столь оптимистичны:
- Принцип таков, что, как только появляется ТЦ больше по размеру, меньший начинает «теряться». 20-тысячный ТЦ угнетает примерно пять десятитысячников поблизости. Такая борьба будет и в Иркутске», – говорит Сергей Лыков.
Так, в тень новых крупных торговых центров попадёт не только «Джем молл», но и «Модный квартал» с «Карамелью», расположенные в «сфере влияния» «Комсомолла»: «Я вижу, что «Комсомолл» удачно попал с местом – в центре, у моста. Там появятся якорные арендаторы, которых прежде не было в Иркутске, – продолжает московский эксперт. – Это притянет покупателей из других ТЦ. Однако это не значит, что они останутся без посетителей. Действительно тяжело тому же «Модному кварталу» будет месяцев 6–9, а потом потоки выровняются, на каждого найдутся свои покупатели и всё будет нормально. Выручки у новых торговых центров больше, чем в первые полгода, не бывает, – добавляет он. – Они выигрывают на интересе: любопытство несёт людей. Система такая: открылся большой ТЦ, из более мелкого туда уходит 20% покупателей. Через полгода вернётся 10%. И такое распределение будет конечным».
Из-за размеров «Комсомолл» и «Сильвер молл» будут конкурировать только друг с другом, говорят специалисты. Подтверждают их слова и сами бизнесмены.
- «Комсомолл», если сравнить арендные площади – у нас 56 тысяч, у них около 50 тысяч – сопоставим с нами, – говорит руководитель проекта по строительству «Сильвер молла» Виталий Аникин.– В некотором смысле это действительно наш конкурент, но мы всё-таки будем оттягивать Свердловский район и южный пригород – выезд из Иркутска.
Однако у новых ТРЦ в ближайшее время может появиться ещё более крупный конкурент. Им может стать «Фортуна Сити молл», которого позиционируют в качестве самого большого ТРЦ Восточной Сибири. Арендная площадь сооружения, по словам его владельцев, составит 90 тысяч квадратных метров. В своё время планы по возведению «Фортуны Сити молла» широко освещались. Правда, строительство до сих пор так и не началось. Однако, как утверждают авторы проекта, связанно это исключительно с оформлением разрешительной документации:
- Сегодня практически завершены проектные работы. Выходим на стадию согласования в государственной экспертизе. Ведутся переговоры с потенциальным подрядчиком, который уже определён. Подписаны предварительные договоры с якорными ритейлерами.
Но самая большая проблема крупных ТЦ и ТРЦ заключается вовсе не в высокой конкуренции с другими игроками, а в арендаторах, которых в Иркутске, как выясняется, не так уж и много. Все инвесторы новых торговых площадей подчёркивают, что постараются наполнить свои бутики эксклюзивными брендами. Но сделать это не так уж и просто.
– Мы заинтересованы в том, чтобы к нам заходили интересные арендаторы, отличные от резидентов других ТРЦ, – говорит Виталий Аникин. – Это одна из наших задач. Но так не всегда получается, где-то приходится мириться с тем, что бренды будут дублироваться. Будут и другие арендаторы, которых нет у конкурентов, но пока процент не в пользу эксклюзивности, – отмечает он.
Между тем подбор эксклюзивных арендаторов может повлиять на арендную стоимость помещений. Чем больше их будет, тем выше поднимется интерес к ТЦ и, соответственно, будет расти стоимость аренды в престижном торговом комплексе. Спрос, как и прежде, рождает предложение, отмечают эксперты.
– Большой ТРЦ станет самым дорогим, потому что будет популярным, – объясняет Сергей Лыков. – Сохранится так называемый премиальный элемент аренды, когда увеличивается стоимость аренды, но всё равно существует высокий спрос. И, соответственно, в тех ТЦ и ТРЦ, где произойдёт отток покупателей, собственники будут вынуждены снизить арендную стоимость.
Хлеба и зрелищ
Другая отличительная особенность торговых площадок нового формата от прежних – обширная развлекательная зона. Кино, детские площадки, кафе – всё это ещё один большой плюс в копилку ТЦ нового формата.
– Это страшный магнит, – отмечает Лыков, – потому что не хватает эмоций в регионах. Всё идёт к тому, что появление ТРЦ станет концом привычных торговых центров и обыкновенных кинотеатров. Выжить они могут, только вкладывая деньги в реконструкцию. Если же нет, неутешительный итог очевиден, но это законы конкуренции.
Понимают это и сами инвесторы. Так, в конце весны было объявлено, что «Карамель», один из первых торгово-развлекательных центров Иркутска, начинает реконструкцию. Не в последнюю очередь она будет связана с расширением парковки.
– Вся развлекательная часть завязана на парковке, – объясняет Лыков. – У «Карамели» её практически нет. А вы представляете себе хороший проект кинотеатра без расширенного парковочного участка? Фильм идёт примерно два часа, всё это время парковка занята транспортом зрителей. Если нет дополнительных мест, новые посетители не придут.
Руководствуясь этим принципом, строящиеся ТРЦ немалую часть своей территории отводят под крытые парковки. Они, скорее всего, будут работать по принципу парковки «Модного квартала», когда первые часы для владельцев транспорта бесплатные, а при превышении отведённого времени берутся деньги.
Кинотеатры старого формата не в состоянии конкурировать с ТРЦ по масштабу.
- Кинотеатр может существовать, когда по договорённости с прокатчиками первым получает копию фильма. Соответственно, он должен быть технически готов для проката и иметь определённое количество кинозалов, – продолжает московский эксперт. – В среднем на рынок в месяц попадает 10-11 фильмов, то есть должно быть около 10 залов, чтобы везде идти первой копии. Такое количество не строят даже новые ТРЦ. Плюс появление форматов 3Д и 5Д. Это также требует появления отдельных специально подготовленных залов».
Некоторым ТРЦ, не выдержавшим конкуренции, переход из торговли в сферу развлечений поможет сохранить своё существование. Такое развитие событий вполне может коснуться и «Джем молла», который, по мнению многих экспертов, скорее всего не сможет соперничать с более крупным соседом «Сильвер моллом».
– Этот ТРЦ продают. Вопрос в том, что будут приобретать его следующие собственники – бизнес или здание. Если бизнес, то это рискованное владение – предстоит борьба с конкурентами, выживание, – отмечают эксперты «Конкурента». – Если его купят как здание, это замечательная история, ведь в городе не хватает развлечений, а комплекс готов к тому, чтобы перепрофилироваться.
– Идеальным решением было бы, если бы «Джем молл» приобрёл собственник «Сильвер молла», – добавляет иркутский аналитик Татьяна Галущенко. – И разместил там свои бизнесы. Все под одним управлением. Если же этого не случится, то собственнику «Джем молла» нужно будет адаптировать форматы торговли и услуг так, чтобы они не конкурировали, а дополняли услуги «Сильвер молла», то есть предложить что-то иное.
Старые улочки
Появление торгово-развлекательных центров – естественный процесс, говорят специалисты. И Иркутск ничем не отличается от других российских городов, несмотря на то что сетевые ТЦ вроде «Комсомолла» появились здесь позже. Новый формат торговли объясняется постепенным ростом потребностей населения. При этом привычные магазины вряд ли исчезнут, подчёркивают эксперты.
– Если у продавцов есть возможность стоять на улице – они будут стоять там вечно, – говорит Сергей Лыков. – В каждом городе существуют определённые улицы, например в Иркутске улица Урицкого, – это натоптанные тропки, куда ходили бабушки, ходят их дети и будут ходить внуки. Это торговые оси. Так же как и Центральный рынок – сколько бы новых ТЦ ни открывали, он всегда существует. Непонятно, что там люди ищут, но они туда идут с мыслью, что там самое свежее, лучшее, хорошее, пусть даже это давно не так.
Подтверждают такую мысль и представители разных торговых компаний, которые, несмотря на появление своих отделов в новых торговых комплексах, не спешат уходить с улиц.
– Специфика нашего бизнеса такова, – говорят представители одной из крупных ювелирных сетей Иркутска, – что смысла полностью перебираться в ТЦ нет. Само собой аренда в популярных торговых центрах рентабельнее, но отдельные магазины – это другое. И здесь всё зависит от покупателей. Например, у нас Карла Маркса – золотая улица, где много ювелирных магазинов. Да, конкуренция высока. Но, опять же, когда человек мотивирован на покупку определённого товара, он знает, куда ему идти.
В будущем, отмечают эксперты, строительство торговых площадей переедет из центра Иркутска в пригород. Причина – расширение городских границ.
– Строительство ТРЦ возможно на выездах из города – по различным трактам, – говорит Татьяна Галущенко. – На окраинах также хорошо «садятся» различные дискаунтеры – магазины специализированных товарных групп. Думаю, хороший большой дискаунтер в пригороде Иркутску бы не помешал.
Тем не менее рост числа крупных сетевых магазинов и моллов вряд ли изменит привычки россиян, и магазины у дома, как и прежде, останутся главными источниками продуктов и предметов первой необходимости, ведь «за молоком люди будут всегда ходить».
Юлия Ли, газета «Конкурент»
Татьяна Постникова в газете «Конкурент» от 22 июля обращается к теме отдыха на Байкале, отмечая, что из года в год интерес туристов к отдыху на священном озере стабилен. Однако, цена за такой отдых равносильна отдыху заграницей. В среднем же сутки проживания на Байкале обойдутся в сумму от 1,5 до 5 тысяч рублей с человека – без учёта затрат на питание, экскурсии, сувениры и прочее. Например, стоимость двухместного номера в одном из популярных отелей на острове Ольхон, в высокий сезон, который длится с 10 июля по 20 августа, составляет 4,7 тысячи рублей в сутки. Люкс там же обойдётся почти в 13,5 тысячи рублей.
Читать про то, как дёшево и сердито отдохнуть на Байкале
Большие надежды на маленький отдых
Если на местных турбазах нет свободных мест, а бронировать теплоход для круиза по Байкалу надо было полгода назад, значит, короткое сибирское лето в самом разгаре. Причём с каждым годом всё сильнее впечатляют не только пейзажи, но и цены на отдых. К примеру, недельное путешествие по Байкалу на корабле обойдется в среднем в полмиллиона рублей, а аренда коттеджа на берегу на такой же срок – в 50 тысяч рублей. И это ещё самый недорогой вариант. При этом число желающих увидеть священное море из года в год остаётся на стабильном уровне. Впрочем, как говорят туроператоры, всё больше туристов отдаёт предпочтение комфорту за разумные деньги.
Едут – не едут
Главной неожиданностью летнего сезона – 2014 можно считать вдруг потерявший у туристов популярность курорт Аршан. Если в середине июня, когда было четыре выходных дня, там оказались заняты все турбазы и частный сектор, то после сошедшего 28 июня на посёлок селя отдыхать в курортном местечке готовы были лишь самые отчаянные туристы. И хотя ситуация в Аршане постепенно налаживается, волна негативной информации по-прежнему отпугивает поклонников отдыха у подножия Тункинских гольцов. По данным турфирмы «Байкал-Актив», покупать путёвки в Аршан туристы по-прежнему не хотят.
– Хотя обычно именно в июле-августе там был пик сезона, – рассказывает специалист по туризму компании «Байкал-Актив» Анна Кулизина. – Сейчас желающих поехать туда почти нет. При этом сами аршанцы уже готовы принимать туристов – половина турбаз там уже работает.
А вот отдых в других местах Тункинской долины сохраняет популярность среди иркутян. Так, например, в компании «Гранд Байкал» говорят, что их база в местности Нилова пустынь загружена полностью – так же, как и в прошлом году.
Другие популярные места отдыха тем временем заняты под завязку. По словам Анны Кулизиной, чаще всего туристы ищут базы на острове Ольхон, Малом море, а также Кругобайкальской железной дороге и в долине реки Снежной, где находятся Тёплые озёра. Кроме того, большим спросом летом пользуются разнообразные детские лагеря и базы отдыха по Байкальскому тракту, куда отправляются те, кто не любит уезжать далеко от дома. «Детский лагерь «Звёздный», как и в прошлом году, занят на 100% всё лето, в санатории «Электра» загрузка тоже почти максимальная», – рассказывает менеджер по связям с общественностью компании «Гранд Байкал» Сергей Исполатов.
«На что денег хватит»
Цены на отдых на Байкале между тем бьют рекорды. По словам генерального директора туроператора «Байкалов» Анатолия Казакевича, в среднем путёвка обойдётся в 35–60 тыс. рублей с человека. «Чаще всего туристы предпочитают провести на Байкале неделю», – рассказывает Казакевич. Хотя нередки случаи, когда туристы приезжают сюда как на два дня, так и на две недели.
Интересно, но вопреки мнению, что тратить такие суммы на отдых готовы уже всё повидавшие иностранцы и зажиточные москвичи, 70% туристов на Байкале – это жители Иркутской области и Бурятии. Ещё 20% – это жители других регионов России, а иностранцев в общем турпотоке на Байкал около 10%. Причём по сравнению с прошлым годом картина, по данным туроператора «Байкалов», практически не изменилась.
Зато требования туристов к организации отдыха из года в год растут. По словам Анны Кулизиной, всё меньше людей, которых устроит проживание в палатке или на неблагоустроенной турбазе. «Даже несмотря на относительную доступность такого отдыха, люди всё чаще предпочитают комфорт. Тем более что даже за проживание в палатке сейчас придётся заплатить около 500 рублей в сутки», – рассказывает собеседница «Конкурента».
В среднем же сутки проживания на Байкале обойдутся в сумму от 1,5 до 5 тысяч рублей с человека – без учёта затрат на питание, экскурсии, сувениры и прочее. Например, стоимость двухместного номера в одном из популярных отелей на острове Ольхон, в высокий сезон, который длится с 10 июля по 20 августа, составляет 4,7 тысяч рублей в сутки. Люкс там же обойдётся почти в 13,5 тысяч рублей. Причём, как рассказали нашему изданию в отеле, свободных мест на ближайшие даты почти нет. «Большую группу туристов разместить не получится», – пояснила администратор отеля.
В качестве альтернативы гостиничному номеру некоторые туроператоры всё чаще предлагают снять коттедж на берегу Байкала. Например, на Малом море стоимость аренды одного этажа коттеджа составит в среднем 10–15 тысяч рублей, а снять его целиком можно за 20–25 тысяч в сутки. Порой это будет даже более экономично, чем оплачивать гостиничный номер. Впрочем, неделя такого отдыха всё равно обойдётся в сумму от 50 тысяч рублей на человека и выше.
Впечатляют цены на круизы по Байкалу. Так, недельное путешествие на теплоходе вместимостью 12 человек обойдётся в сумму около 500 тысяч рублей. При этом, как рассказали «Конкуренту», сейчас будет непросто найти свободный корабль, так как такие круизы пользуются повышенным спросом и бронировать их начинают за полгода до даты поездки. В среднем только фрахт судна обойдется в 65 тысяч рублей в сутки. Ещё 2,5 тысячи рублей в день составят затраты на питание с человека, а также расходы на содержание повара, экскурсовода – и получается шестизначная сумма. Однако, несмотря на расценки, круизы традиционно сохраняют популярность у отдыхающих на Байкале.
– Понятно, что люди выбирают тур в зависимости от своих доходов, – резюмирует Анна Кулизина. – Кто-то фрахтует корабль на две недели, а кто-то едет с палаткой на пару ночей. Кому на что денег хватит.
Иностранный след
Говоря о популярности Байкала среди иностранных туристов, туроператоры не могут прийти к общему мнению. К примеру, в компании «Гранд Байкал» этим летом зафиксировали увеличение потока иностранных туристов более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причём, помимо часто посещающих Байкал французов, австрийцев, англичан и немцев, сегодня сюда, по данным компании, также едут жители Бразилии, Австралии, Монголии, Румынии и Испании. Также, по словам специалистов, с каждым годом сюда едет всё больше туристов из Южной Кореи. «В первую очередь благодаря наличию у нас прямого авиасообщения с Сеулом. Не последнюю роль сыграла и отмена виз между нашими странами», – говорят специалисты.
Зато количество местных отдыхающих и туристов из России, по данным «Гранд Байкал», напротив, снизилось. В мае турпоток составил лишь 50% от прошлогоднего, в июне снижение составило 35% по сравнению с прошлым годом. «Основные причины такой тенденции – это популяризация отдыха за границей и самостоятельный поиск и бронирование баз отдыха туристами без участия турагентов. К примеру, по нашему туристическому агентству, отправляющему отдыхающих за границу, прибыль по сравнению с прошлым годом выросла», – объяснил представитель компании.
У туроператора «Байкалов», наоборот, несколько иная картина. «Увеличения потока иностранных туристов мы пока не заметили, – говорит Анатолий Казакевич. – Надеемся со временем исправить это положение. Сейчас всё-таки больше туристов едет из России».
При этом иностранцев совсем нельзя назвать расточительными. «Как правило, они планируют отдых сильно заранееё и стараются за одну поездку увидеть Байкал со всех сторон. Поэтому на одном месте они проводят ночь, максимум две», – рассказывает сотрудник хужирского отеля Baikal View Анастасия. Остров Ольхон, по словам собеседницы издания, это, как правило, кульминация и конечная точка в поездке по Байкалу. «Часто прямо отсюда они едут в аэропорт», – резюмировала она.
Татьяна Постникова
Автор «Байкальских вестей» Ирина Ружникова рассказывает о том, что одна из достопримечательностей Иркутска - ледокол «Ангара» - разместит в себе экспозицию Иркутского областного краеведческого музея, а также пункт спасательной службы. Одна из экспозиций, возможно, будет посвящена спасательной теме. Проект будет развиваться в несколько этапов. После первоначального осмотра площадей, которые выделят под экспозиционную работу, может быть развернута баннерная выставка. Затем, по мере оборудования помещений средствами пожарно-охранной сигнализации в соответствии с музейными инструкциями, появятся экспонаты.
Читать про то, как ледокол «Ангара» станет частью краеведческого музея
Новая история ледокола
Заседание Арбитражного суда Иркутской области, состоявшееся 9 июля, поставило точку в затяжном вопросе по ледоколу «Ангара». Согласно вынесенному решению, Иркутское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры должно освободить помещение ледокола. Об этом на брифинге 15 июля сообщил министр имущественных отношений региона Антон Протасов.
Ледокол «Ангара» — единственное из первых судов ледокольного типа, сохранившееся до наших дней. Заказ на его постройку был оформлен Российским правительством в конце 1898 года в Англии на фирме «Sir VG Armstrong», судно было спущено на воду 25 июля 1900 года. Сейчас оно имеет статус памятника истории и культуры.
Последний год истории ледокола ознаменовался разногласиями между областным министерством имущества и ВООПИиК, в чьём управлении ледокол находился в последние годы (в том числе с 2000 года по договору безвозмездного пользования). Минимущества направляло ВООПИиК требования устранить нарушения в содержании и эксплуатации «Ангары», а после неисполнения требований общественникам было предложено освободить ледокол. Вопрос пришлось решать в судебном порядке, и на принятие окончательного решения понадобилось достаточно долгое время — с сентября прошлого года по июль нынешнего. Решение вступит в силу в течение 30 дней.
— На данный момент объект закреплён за Аварийно-спасательной службой Иркутской области. В данном учреждении у нас есть водолазы, спасатели, которые могут обследовать данный объект. Кроме того, они смогут содержать объект в надлежащем состоянии, — говорит Антон Протасов. — Как только ВООПИиК освободит объект, будет проведено его обследование, определен объём работ, необходимый для приведения ледокола в порядок, в том числе замена электрики. При этом особо подчеркну наше самое главное требование — на этом ледоколе будет сохранён музей.
Дальнейшая судьба «Ангары» определена: после проведения всех необходимых процедур по обследованию судна на нём откроется экспозиция Иркутского областного краеведческого музея, а также пункт спасательной службы. Министр также добавил, что одна из экспозиций, возможно, будет посвящена спасательной теме.
Впрочем, общество охраны памятников ещё имеет возможность обжаловать вынесенное Арбитражным судом Иркутской области решение, однако, по мнению министра, правовых оснований для нахождения там общественной организации нет.
Антон Протасов также сообщил, что будет приниматься решение и по арендаторам, имеющимся на ледоколе. В случае принятия положительного решения они будут обязаны перечислять соответствующие платежи в бюджет Иркутской области.
По словам директора Иркутского областного краеведческого музея Дмитрия Люстрицкого, в фондах музея имеется свыше тысячи экспонатов, которые касаются не только ледокола «Ангара», но и истории судоходства на Байкале и Ангаре в целом.
— Это оборудование, предметы, принадлежавшие судовладельцам и членам экипажа, карты и фотоматериалы. То есть создать полноценную экспозицию нам не составит большого труда, — говорит Дмитрий Люстрицкий.
Проект будет развиваться в несколько этапов. После первоначального осмотра площадей, которые выделят под экспозиционную работу, может быть развернута баннерная выставка. Затем, по мере оборудования помещений средствами пожарно-охранной сигнализации в соответствии с музейными инструкциями, появятся экспонаты.
— Мы увеличим штаты, на ледоколе будут работать музейные смотрители, научный сотрудник, отвечающий за научно-историческую базу и проведение экскурсий. В деятельности ледокола «Ангара» как музея никаких проблем я не вижу, это будет интересный как для иркутян, так и для гостей города объект, — уверен Дмитрий Люстрицкий.
Более подробно о будущей экспозиции можно будет сказать после осмотра объекта, оценки его состояния и условий. Директор краеведческого музея отметил также, что ледокол как музейный комплекс находится в потенциально интересном месте, неподалеку от памятника маршалу Жукову. В перспективе можно рассматривать создание на этой территории Иркутска военно-исторического мемориала, также появится хорошая возможность для деятельности военно-исторического общества и патриотических клубов.
Ирина Ружникова, «Байкальские вести»
Автор Марина Рыбак в газете «МК Байкал» от 23 июля говорит о зашкаливающих ценах на авиарейсы по маршруту Иркутск — Москва, уточняя, что всё дело в сговоре авиаперевозчиков. Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области год назад уличило четыре крупных авиаперевозчика в картельном сговоре при продаже билетов на рейсы. Сначала им всё сошло с рук, однако, сейчас судебные тяжбы снова набирают оборот. Антимонопольщики уверены, что аваиперевозчики отказались от конкуренции на маршруте Иркутск — Москва, преследуя собственную выгоду и используя одинаковую модель экономического поведения для завышения цены на услугу именно в иркутском регионе.
Читать про то, что из Иркутска дешевле слетать в заграницу, чем в Москву
ПРИЖМУРЕННАЯ ФЕМИДА
Дело о картельном сговоре авиакомпаний грозит испустить дух
Цены на пассажирские перевозки из Иркутска в столицу с наступлением сезона летних отпусков плавно пошли в отрыв, стремясь вернуться к запретному уровню, когда управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области год назад уличило четыре крупных авиаперевозчика в картельном сговоре при продаже билетов на рейсы Иркутск — Москва. Авиакомпании тогда отделались легким испугом, обжаловав решение антимонопольного ведомства в арбитражном суде и без труда выиграв дело и в первой инстанции, и в апелляционной. Формально дезавуировав обвинения и восстановив статус-кво, авиаперевозчики, судя по всему, взялись за старое. Выдержав некоторую паузу в течение прошлого лета, в этом отпускном сезоне, скорей всего, не упустят шанс на реванш. На фоне ползучего повышения цен, которое, однако, не осталось не замеченным потребителями, антимонопольщики продолжают изнурительную судебную тяжбу. И не намерены отступаться, поскольку твердо убеждены, что в период с 2012 по 2013 год четыре авиаперевозчика фактически отказались от конкуренции на маршруте Иркутск — Москва, преследуя собственную выгоду и используя одинаковую модель экономического поведения для завышения цены на услугу именно в иркутском регионе. Управление ФАС по Иркутской области обратилось в кассационный суд Восточно-Сибирского округа, рассмотрение кассационной жалобы назначено на 26 августа.
— Пока суды нас просто не слышат, — рассказала заместитель руководителя Иркутского УФАС, начальник отдела анализа рынков Ольга Космачева. — Судьи не вникают в обстоятельства дела по существу, манипулируя тонкостями нормоприменения. По сути, диалог о содержании правонарушения даже не начинался. Но мы не сомневаемся в том, что исчерпывающе изучили ситуацию и сделали единственно правильные выводы о сознательном единообразии в ценообразовании нарушителей на иркутских рейсах. Поэтому мы будем ратовать за победу законности, используя все правовые механизмы и все судебные уровни.
Ребята, шухер!
Возбуждение дела по сговору транспортников в августе прошлого года вызвало мощный общественный резонанс не только на региональном, но и на федеральном уровне. Прибывший в Иркутск в сентябре прошлого года на профессиональный форум антимонопольщиков глава ФАС России Игорь Артемьев тогда заявил, что уделит этому расследованию особое внимание, обещая вооружить иркутских аналитиков сравнительными данными мировой практики. Депутат Государственной Думы от Приангарья Сергей Тен продекларировал намерение направить запросы в Минтранспорта РФ, Генпрокуратуру и СКР, чтобы привлечь внимание к этой острой социальной проблеме. А именно таковой она и является, учитывая территориальную отдаленность региона от европейской части страны и, как следствие, низкие возможности иркутян пользоваться благами европейской цивилизации.
Политический накал вокруг темы, вызванный праведным гневом иркутян, дал определенные результаты. Во-первых, сразу же с началом антимонопольного расследования цены существенно снизились и оставались в рамках приличий на протяжении целого года. Во-вторых, Иркутская область была включена в число регионов, получающих субсидии на льготные авиаперевозки, хотя субсидии получает всего одна авиакомпания — «Ираэро», которая за последние два месяца совершила по маршруту Иркутск — Сочи всего два рейса, перевезя 43 пассажира. Понятно, что воспользоваться льготами представители соответствующих социальных категорий могут с большим трудом, что, впрочем, заслуживает отдельного разговора.
Но давайте вернемся к судам, которые зачастую подходят к рассмотрению дел формально, прикрываясь юридической казуистикой. В этой связи интересны коллизии судебного процесса и главным образом основания, на которых суды строят свою позицию. Ни на рассмотрении дела в антимонопольном ведомстве, ни в судебных заседаниях авиаперевозчики не представили экономических обоснований завышенных, по сравнению с другими регионами, цен в Иркутске. Антимонопольщики, в свою очередь, исследовали экономическую сторону вопроса досконально. Как следует из текста апелляции, специалистами УФАС была оценена «вся совокупность объективных и косвенных обстоятельств, позволивших управлению квалифицировать действия авиакомпаний как сговор (картель, горизонтальное соглашение)». Были проанализированы все факторы, влияющие на себестоимость воздушных перевозок в аэропортах Иркутска, Красноярска, Улан-Удэ и Читы. Такие, как цена авиакеросина, ставки аэропортовых сборов, сборы за аэронавигационное обслуживание и прочее. Объективных причин для того, чтобы цены до Москвы из Иркутска были значительно выше, чем из других регионов, не обнаружилось.
На фоне этой загадочной беспричинности четыре перевозчика в течение 2012 года демонстрировали синхронную модель поведения в установлении высоких цен именно на иркутском направлении. Только иркутянам транспортная четверка предлагала самые дорогие тарифы. И это наглядно демонстрирует абсолютно объективный показатель усредненной цены авиабилета по всем компаниям в расчете на 1000 км пути. На протяжении 2012 года в Красноярске этот показатель колебался между 3 и 3,7 тысячами рублей. В Чите его скромный разбег простирался от 1,7 до 2,8 тысячи рублей, Бурятия вольготно существовала между 3,9 и 4,9 тысячами. Ну а мы с вами, дорогие земляки, должны были выложить за 1 тысячу километров перелёта почти 5,9 тысячи рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
Однако после резонансного административного дела по факту ценового сговора авиаперевозчики решили умерить аппетиты и затаиться. Иначе чем объяснить тот факт, что уже в январе 2013 года этот показатель в Иркутске составил 4 тысячи рублей, в марте и апреле — 4,1 тысячи рублей, в мае — 3,9 тысячи рублей, а в октябре так и вообще 3,7 тысячи рублей. В месяцы пикового спроса: июнь — 4,1 тысячи, июль — 4,3 тысячи рублей, август — 4,2 тысячм рублей. Согласитесь, между этими цифрами и тем, что было ранее, разница существенная. В январе, феврале и марте 2014 года авиаперевозчики так совсем упали ниже плинтуса, заморозившись в промежутке между 3,6 тысячи рублей и 3,6 тысячи рублей. А вот в мае уже вздохнули свободно, воспарив до 4,3 тысячи рублей. Правда, в июне зачем-то снова напугались, начав перевозить пассажиров за 4,2 тысячи рублей на тысячу километров.
Капризная Фемида
Почему же суды не видят очевидных вещей? Может быть, они не беспристрастны? Вслед за истцами — авиакомпаниями они считают, что антимонопольщики применили к перевозчикам не ту норму права, которую бы следовало. По их мнению, спевшемуся на ценах квартету следовало вменить не соглашение (сговор, картель, ст.11 закона «О защите конкуренции»), а «согласованные действия» (ст. 8 того же ФЗ). Состав этих правонарушений по смыслу аналогичен. Однако в первом случае нет необходимости доказывать факт соглашения, достигнутого участниками в письменной или устной форме. Достаточно сделать выводы по результатам экономической стратегии. Согласованные действия, напротив, можно квалифицировать только в том случае, если хотя бы один из участников сговора предварительно публично анонсировал, что будет вести агрессивную ценовую политику на определенном сегменте рынка. Такое изменение в ст. 8 закона «О защите конкуренции» было внесено год назад и сделало практически неприменимой в России норму права о картельном сговоре. Ибо какой же капиталист, намеренный извлечь сверхприбыль, наперед в этом публично исповедуется?
Вот так, не вникая в существо живых экономических реалий, суды, опираясь на казуистику, обеспечивают победы авиакомпаний в споре с надзорным ведомством.
Между тем правосудие весьма избирательно. Любопытно, что те же суды и даже одни и те же судьи в других аналогичных ситуациях соглашались с аргументацией УФАС и признавали правоту чиновников. Достаточно вспомнить прошлогоднее дело антимонопольщиков против картельного сговора торговых сетей «Цезарь» и «Окей», которые одновременно и необоснованно отменили использование дисконтных карт в четырех самых крупных и самых посещаемых супермаркетах, создав для этих торговых точек неконкурентные преимущества по отношению к другим магазинам. Привыкшие к удобному месторасположению четырех солидных гипермаркетов, где можно купить сразу все необходимое, покупатели совершали покупки там независимо от наличия или отсутствия скидок, гарантируя торговцам незаслуженный рост выручки. Попытавшись обжаловать решение о картеле в Иркутском арбитражном суде, хозяйствующие субъекты — владельцы торговых сетей «Цезарь» и «Окей» потерпели поражение. Как в суде первой инстанции, так и в апелляционном суде выводы антимонопольщиков о наличии картеля были приняты как законные и обоснованные. А эти дела — о сговоре сетевиков и о картеле авиаперевозчиков, по мнению экспертов, по существу аналогичны. Что же мешает служителям Фемиды встать на защиту справедливости в вопросе цен на авиабилеты? Не давят ли на прижмуренную богиню какие-то могущественные закулисные силы или иные «беспроигрышные аргументы»?
Эх, птица-тройка!
По схожему сценарию развивалась в 2008 году битва Иркутского управления ФАС с НК «Роснефть», которую в Иркутском регионе уличили в завышении цены на бензин. Дискриминация интересов региона была скрупулезно экономически доказана, компании назначили даже штраф в незабываемой сумме в 229 млн рублей. Однако далее последовала трагикомедия судилища, и через два с половиной года Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, являясь кассационной инстанцией, вынес вердикт, что НК «Роснефть» вообще не занимает доминирующего положения в границах Иркутской области. И, стало быть, никакой рыночной силой злоупотребить не может по определению. Этот нонсенс, понятный даже подростку, заправляющему свой мопед, российскому правосудию представился убедительным.
А могущественная Роснефть, слегка напугавшись, полгода после возбуждения дела державшая цены на автозаправках в пределах благопристойности, после того, как судебные акты связали фасовцев по рукам и ногам, вновь начала чинить ценовой беспредел.
По тому же образу и подобию сейчас действуют авиакомпании. Вдохновлённые поддержкой избирательной Фемиды, они заново расправили крылья и почти удвоили свои аппетиты.
На вопрос корреспондента «МК Байкал» о резонах ценового рывка, заданный представителям авиакомпаний, руководитель PR-проектов АК «Уральские авиалинии» Ольга Тушкова ответила, что «цены ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года» и привела нижний предел тарифа в 9830 рублей, который на сегодня в Иркутске не сыщешь днем с огнем. Елена Галанова, пресс-секретарь АК «Ютэйр», объяснилась кратко и непосредственно: «высокий сезон». Ответами авиакомпаний «Сибирь» и «Аэрофлот», как обычно, газета не удостоилась.
Есть все основания полагать, что исход борьбы между защитниками конкуренции и воздушными перевозчиками повторит финал бензиновой эпопеи. Но жители Приангарья не желают мириться со своим дискриминационным положением. Доступность авиасообщений для нас, обитателей удаленного от центра, но очень активного в деловом и гуманитарном ключе региона, насущно важна. И если ее не будет, это может очень серьезно сказаться на экономическом и культурологическом развитии региона. Пользователи социальных сетей уже выражают скептические прогнозы, заявляя, что, если так пойдет дальше, скоро мы покатимся на телегах. Вот и покатимся, по ухабам социальных изъянов, кривой колеей правовых казусов, на бессмертной гоголевской птице-тройке в небытие. Но ведь третье же тысячелетие на дворе, и правовое государство мы, россияне, вроде бы как будто с энтузиазмом возводим.
Марина Рыбак
Ещё к теме о самолётах. Алёна Чичигина из газеты «Комсомольская правда» нашла интересную информацию о пассажирах рейса Шанхай-Лондон, который на днях совершил аварийную посадку в эропорту Иркутска. Она нашла комментарии иностранцев, в которых явно проявляется страх за свою жизнь. Почему же они боятся Россию, а не Украину?
Читать про то, как иностранцы панически боятся Россию
Пассажиры английского аэробуса, аварийно приземлившегося в Иркутске: «Страшно было садиться в России после последних событий».
Пилоты самолёта думал, что загорелся багажный отсек.
Приключения иностранцев в Сибири, часть вторая. Помните, год назад самолёт британской авиакомпании совершил аварийную посадку в Иркутске? Тогда на борту, который следовал из Пекина в Лондон, произошёл отказ авионики, пилот решил срочно садиться в ближайшем подходящем аэропорту. На этот раз в багажном отсеке Airbus A340-600, летевшего из Шанхая в Лондон, сработали датчики задымления.
«Наши сотрудники сигнал тревоги получили в 17.40, а в 18.11 лайнер уже сел, - сообщает пресс-служба иркутского аэропорта. – Посадка прошла успешно, никто не пострадал.
На борту находилось 16 членов экипажа и 286 пассажиров – в основном это граждане Китая и Великобритании. Среди них и западные знаменитости – олимпийский прыгун в воду из Англии Том Дэйли и его парень, обладатель «Оскара» за сценарий к фильму о гомосексуалистах Дастин Лэнс Блэк. Пока они сидели в салоне в ожидании распоряжении экипажа, успели выложить фотот и комментарии в соцсетях.
«На обратном пути из Шанхая нам пришлось экстренно приземлиться в Иркутске, что в России, - пишет на своей страничке в «Фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация)е» спортсмен из Плимута Том Дэйли. – Довольно страшно садиться в России после последних событий. Я успел сфотографировать сброс топлива до посадки. Это было в тот момент, когда мы пролетали над Монголией».
Друзья возвращались из Китая, где Том участвовал в соревнованиях по прыжкам в воду. «Мы почти час просидели запертыми в самолёте в окружении пожарных машин, - добавляет на своей странице в «Фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация)е» американский сценарист, автор фильма «Харви Милк» Дастин. – Что произошло, нам сразу не сказали.
О неполадках в системе пассажиры узнали уже после того, как вышли из самолёта.
Тревога оказалась ложной: во время осмотра следов возгорания не обнаружили. После эвакуации пассажиров и экипаж разместили в гостиницах Иркутска. Правда, иностранцы прогуляться по городу не смогли: по закону их не выпускали из гостиницы.
Уже в 18.00 вторника они вылетели в Лондон. За ними из столицы Великобритании прилетел самолёт Airbus A330. Этим же бортом в Иркутск переехали специалисты, чтобы осмотреть аварийный Airbus A340. После исследования они примут решение, может ли самолёт продолжить полёт или ему требуется ремонт.
Алёна Чичигина
Один из авторов газеты «Пятница» порассуждал о таможенных пошлинах и нижнем белье. Эта статья о том, как на территории стран Таможенного союза запрещено продавать, производить и ввозить нижнее и постельное белье, корсеты и купальники с гигроскопичностью (способностью ткани поглощать водяные пары) менее 6%. А также рассуждения о том, как депутат Государственной думы Олег Михеев (партия «Справедливая Россия»), по-видимому, вдохновленный реакцией общественности после истории с трусами, настрочил письмо в Таможенный союз, предложив включить в регламент требования к колодкам и форме подошвы обуви. Его инициатива подразумевает запрет продаж на территории Таможенного союза кед, балеток, а также обуви на высоком каблуке.
Читать про то, как власти страны пытаются решить, какое бельё и обувь нам надеть
Как кружевные трусы и высокий каблук всколыхнули общественность
В 1995 году Россия, Белоруссия и Казахстан создали Таможенный союз (далее ТС), договорившись не применять в торговле между тремя странами таможенные пошлины.
Кроме того, качество продаваемых товаров, согласно правилам, должно соответствовать техническому регламенту ТС. Говоря простым языком, это документ, описывающий, каким надлежит быть товару. Так вот, с 1 июля 2014 года начали действовать поправки в уже существующий регламент «О безопасности продукции легкой промышленности». Согласно им, на территории стран Таможенного союза запрещено продавать, производить и ввозить нижнее и постельное белье, корсеты и купальники с гигроскопичностью (способностью ткани поглощать водяные пары) менее 6%. О том, во что это вылилось, рассуждает обозреватель «Пятницы» Дмитрий Тимошкин.
Информация «о норме гигроскопичности», обрастая активными обсуждениями, понеслась как снежный ком по интернет-сайтам, телевизионным и печатным СМИ. В результате она трансформировалась в «запрет на кружевные трусы» — хотя речь идет о многих видах текстильных товаров. С особенным вниманием (и максимально упражняясь в язвительности) граждане обсуждали то, как именно государство намерено следить за исполнением запрета. Кто-то предположил, что будет создано спецподразделение полиции, которое займется проверками на предмет хранения и распространения запрещенных кружевных деталей гардероба. Кто-то двинул идею создать «федеральную службу контроля за незаконным оборотом синтетического исподнего». В общем, не разобравшись в сути нововведения, граждане с удовольствием поострили на эту тему. При этом создается впечатление, что Интернет отреагировал на «закон о трусах» намного резче, чем потребители в магазинах Иркутска, с которыми мы побеседовали, и люди, которых поправки в технический регламент «О безопасности продукции легкой промышленности» коснулись в первую очередь — торговцы текстилем.
Ирина Воронцова, директор иркутского магазина женского белья Women’secret, подтвердила «Пятнице», что запрета именно на кружевное нижнее белье в регламенте Таможенного союза нет:
— Поменялись лишь требования к гигроскопичности белья, до этого действовали еще советские установки. Теперь санитарные нормы на производство белья в России приблизились к нормам Евросоюза. Я считаю, что новые требования помогут покупателям. Увидев на этикетке товара значок Таможенного союза, любой человек может быть уверен, что изделие соответствует всем гостам. И если раньше у трех государств — России, Белоруссии и Казахстана были разные требования к трикотажу, то сейчас они общие.
По мнению Ирины Воронцовой, новый регламент не скажется на деятельности крупных федеральных торговых сетей, но может создать трудности для мелких розничных торговцев, тех, кто торгует дешевым текстилем.
Тем не менее буквально в первом же павильоне на рынке возле «Шанхай-Сити» продавец Мария, торгующая недорогим нижним бельем, уверенно заявила «Пятнице», что «никаких проблем нет»:
— Несмотря на невысокие цены, мой товар соответствует требованиям к качеству. Да, я что-то такое слышала о запрете на продажу кружевного белья, но это же смешно.
Смешно — это еще мягко сказано.
Практически через неделю после искусственно созданного ажиотажа вокруг «запрета на кружевные трусы» пошла вторая волна — «В России запретили высокий каблук»/
Как выяснилось, ничего не запретили. Просто депутат Государственной думы Олег Михеев (партия «Справедливая Россия»), по-видимому, вдохновленный реакцией общественности после истории с трусами, настрочил письмо в Таможенный союз, предложив включить в регламент требования к колодкам и форме подошвы обуви. Его инициатива подразумевает запрет продаж на территории Таможенного союза кед, балеток, а также обуви на высоком каблуке. Пока Таможенный союз не дал ответа активному депутату. И не даст — в здравом смысле руководителей ТС уверены эксперты обувной торговли.
Наталья Молчан, коммерческий директор сети обувных магазинов «Регтайм» в Иркутске, считает, что если предложение депутата примут, это будет нарушением прав человека, так как он ограничит российских женщин в возможности самовыражения:
— Я понимаю аргументы сторонников этой идеи — дескать, такая обувь деформирует стопу, однако никто не вправе решать за меня, что я могу носить, а что — нет. Я против повседневного ношения высокого каблука, однако это очень красиво и в определенных ситуациях крайне актуально. Поэтому я в любом случае найду способ эту обувь купить. Это мое мнение как женщины. Как торговец я считаю, что, если инициатива пройдет, это не повредит нашему делу. Обувь, о которой идет речь, занимает в ассортименте всего несколько процентов.
Наталья Молчан говорит, что большинство покупателей и без всяких запретов выбирают прежде всего комфортную обувь. Женщины в основном останавливают свой выбор на «безвредном» среднем каблуке высотой четыре—пять сантиметров.
Директор сети обувных магазинов «Регтайм» Сергей Молчан уверен — ограничивать необходимо только то, что мешает жить большим группам людей, запреты, направленные на каждого в отдельности, не несут в себе рационального зерна:
— Кто вообще решил, что средний каблук «полезнее» высокого? Насколько я знаю, детям, например, в период формирования стопы, чтобы избежать ее деформации, нужно ходить в обуви на каблуке определенной высоты. Когда стопа сформирована, ходить можно в чем угодно. В то же время есть ученые, которые доказывают, что полезнее всего ходить по городу вообще без обуви. Сколько людей, столько и мнений.
Кстати, некоторые депутаты Государственной думы не в восторге от деятельности своих коллег.
— Даже не хочется комментировать… Таких «шедевров» в последнее время через Думу проходит слишком много. Федеральным депутатам совершенно необязательно заниматься такими проблемами, иногда создается впечатление, что они просто не понимают, куда попали, — говорит Сергей Левченко, депутат Госдумы от Иркутской области.
Еще один представитель нашей области в Госдуме, Андрей Крутов, уверен, что депутаты должны работать над вопросами, которые важны для их избирателей, для страны в целом, в которых они разбираются профессионально:
— Инициативы, подобные запрету обуви на каблуках, нужны, чтобы отвлечь внимание населения от действительно важных проблем. Дума должна определять экономическое, политическое и социальное развитие государства, а не создавать пищу для кухонных разговоров своих сограждан, превращая свою деятельность в клоунаду.
С такими выводами трудно не согласиться. И правда, неужели каждый россиянин ежемесячно отдает больше десятой части своего дохода только для того, чтобы депутат Государственной думы заботился о высоте каблуков? Неужели в стране куда-то исчезли безработные, пенсии стали достойными, никто не умирает от рака? Или законотворцы считают своих сограждан неспособными самостоятельно определить, что для них благо, а что — нет?
Все эти вопросы пока остаются без ответа, однако желание его получить растет.
Дмитрий Тимошкин