Кто такие роллеры? Чем они круче дзюдоистов? Как государство может поддержать роллер-спорт? На эти и другие вопросы ИА «БайкалПост» ответила директор и инструктор первой в Иркутске роллер-школы Елена Степанцова.
«Ролики принесли? Пока вы их будете надевать, я на ваши вопросы отвечу. А потом покажу, как разворачиваться и тормозить».
Вот так, сразу, начала наше знакомство Елена – хрупкая, тонкая, скользящая по асфальту девушка. Мы застали её за работой: Елена как раз проводила урок, показывая элементы одному из своих учеников.
- Как же это просто! – невольно вырвалось у меня.
- Это только так кажется. На самом деле нужно много тренироваться, чтобы так научиться. Я катаюсь на роликах с самого детства, где-то с 8 лет. А слаломом мы занимаемся последние три года, это новый для России спорт. По профессии я товаровед, раньше работала в одной из компаний. А сейчас ушла, потому что требуется много времени, чтобы нормально развить школу.
Вместо пива – на колёса
- Как вы думаете, почему люди выбирают ролики, а не, скажем, велосипеды?
- Ролики — это свобода, прежде всего, в развитии. Грубо говоря, на велосипеде вы, кроме как ездить, больше ничего не можете. А ролики дают намного больше. Вы можете и прыгать, заняться скоростным катанием, вы можете даже танцевать на роликах. Кроме того, почему на велосипедах так много людей катается? Потому что это на самом деле очень легко, мышцы почти не работают. А катание на роликах — это уже серьёзная нагрузка.
- Так, а что тогда ролики – спорт, развлечение, философия?
- Это образ жизни. Для меня это важно, поэтому и школа открылась. Раньше за мной ходили: «Лена, мы хотим с тобой покататься», а у меня времени нет, я на работе. А теперь есть возможность записать детей в школу, и я уделю им столько времени и внимания, сколько надо, чтобы они стали крутыми роллерами. Это и для детей, и для взрослых не просто спорт, а образ жизни. Они потом не с друзьями в подъезд идут пиво попить, а надевают ролики и бегут кататься. И это такой спорт, когда человек может показать свои умения прямо в процессе. Например, кто-то говорит: я занимаюсь дзюдо. Но он никогда не покажет, что он умеет. Или другой: я хожу на хоккей. Это круто, что он ходит на хоккей, но он не может показать, не может почувствовать себя большим и сильным от того, что что-то умеет.
Государственная неподдержка
- Создалось впечатление, что роллеров в последнее время стало больше…
- Ну мы вносим вклад в развитие. Проводим различные мероприятия для роллеров. Например, каждый год стали устраивать открытие сезона – совершенно официальное мероприятие. Туда могут любые люди приходить. Маршрут очень лёгкий, по тротуарам. Планируем также устроить закрытие сезона, где-то в начале осени. Также мы проводим открытые уроки в школах, организуем детские мероприятия и «покатушки» для взрослых. Много людей пришло в спорт после открытия школы.
Первая в Иркутске роллер-школа существует уже полгода. Занятия - групповые, индивидуальные и даже семейные – проводят три инструктора почти каждый день. В школе занимается около 20 человек разных возрастов. Самому старшему – 56 лет, самому младшему – всего четыре.
У нас своё сообщество по интересам, свой чат. Мы все разные, нас только ролики объединяют. Несколько лет назад было очень сложно. Некоторые ребята очень клёво катались, но не могли показать, а кто-то – мог, но не очень хотел. Большинство же учились самостоятельно, по видео. Сейчас же такая компания подобралась – все друг к другу приветливо относятся. Каждый роллер может подойти к другому роллеру и, например, отвёрточку попросить. Мы можем собраться ночью и толпой по городу кататься.
- А какие проблемы мучают роллеров?
- В городе очень мало мест, где можно покататься, половина города застелена ужасной рассыпающейся плиткой. Нет велосипедных дорожек, которые могли бы и роллерам быть полезны. Кроме того, сложно найти помещение для занятий: либо не пускают, потому что думают, что мы им ламинат испортим, либо не везде пол подходит. Государство нашу деятельность никак не финансирует и никакой помощи не оказывает. И это не только нас касается, это вообще проблема спорта в Иркутске. Хотите что-то делать? Делайте, но мы вас задушим чем только можно и ещё придём и скажем: «Платите налоги». А ведь человек, который ведёт эти курсы, не зарабатывает миллионы.
- Тогда зачем всё это?
- Это мой вклад в будущее. Мне приятно думать, что я умру, а с моим ребёнком ещё сто, двести, триста человек будут кататься.
Дано ли мне быть роллером?
- А что главное в этом спорте?
- Смотря для чего вам нужны ролики… В основном в магазинах продаются простые ролики с длинной рамой, с большими колёсами, у которых низкая жёсткость. Они дают сильное сцепление с асфальтом. Чтобы оторваться и долго ехать, нужно приложить много усилий. Это дешёвые ролики, могут развалиться прямо на ногах. В принципе они нужны, когда ты решил раз в полгода покататься и покатался. Такие ролики, как у меня - для слалома. У них рама короче, она алюминиевая, мы делаем рокеринг, что придаёт большую манёвренность. Есть ролики для фрирайда, для фрискейта, для фитнеса. Есть беговые, есть для агрессивного катания.
- Cколько времени нужно, чтобы на роликах научиться не ходить, не стоять, а именно кататься?
- Чтобы вы могли просто проехать, я могу вам за один урок показать, как тормозить и разворачиваться. А потом ваш опыт и уровень зависит только от вас. Чтобы научиться слалому? За несколько месяцев можно показать все базы, а дальше уже осваивать более сложные элементы.
- Каждому ли дано быть роллером?
- За всю практику был один ученик, которому я отказала по одной причине – нарушение вестибулярного аппарата. Большинство людей могут научиться. Всё зависит от того, насколько человек легко воспринимает информацию. Кого-то сложнее и дольше научить, кого-то легче, быстрее.
Елена пригласила меня попытать счастье и прикоснуться к прекрасному. Скажу, что я «стояла» на роликах один раз в жизни. Смутные воспоминания из детства – не в счёт. Как только переобулась, сразу же первое испытание. Оказалось, что встать в роликах довольно-таки проблематично. «Так, давайте встаём», - скомандовала Елена. На что я, опираясь на её руки и пытаясь совладать со своими (а своими ли?) ногами, чуть не закричала: «Как?! Они же едут!». Когда эта задача была решена, Елена приступила к обучению, деликатно, по-доброму объясняя, что делать, и указывая на ошибки: «Ноги согните в коленях, между ними представьте мячик. Тело при этом прямое и расслабленное. Ролики в стороны. Это мы ногами прямо ходим, а ролик катится в сторону».
С помощью Елены я проехала пару раз туда и обратно по несколько метров. Она порхала вокруг меня, как бабочка, а я с трудом пыталась собрать в кучу ноги, руки и мозги.
- Вы напряжены, потому что боитесь. Страх мешает вам. Вы не бойтесь, расслабьтесь, - спокойно заметила инструктор.
- Наверно, надо пару-тройку раз упасть, чтобы перестать бояться…
- Нет, вот как раз падать не надо. Это очень больно, - улыбнулась Елена. – А если чувствуете, что сейчас упадёте, просто присядьте на корточки.
После этого маленького урока, который дался мне с трудом, но подарил отличное настроение, Елена сказала: «Я вам завидую. Потому что я смогу испытать такой же адреналин, только если буду выполнять какие-то очень сложные трюки».
Напоследок я спросила, что же движет людьми в их стремлении освоить ролики.
- Надо попробовать, чтобы понять. Так просто и не объяснишь, зачем это людям. У всех своя мотивация...