Я часто сталкиваюсь с тем, что люди не знают, где находится Иркутск. "Это где-то на севере" или "это где-то на востоке". На самом деле Иркутск - это где-то на юге и ровно посередине между севером и востоком страны.
Материал иркутского фотографа Алёны Гильмуллиной (блогера carrrsa «Плохой #Иркутск» портал «ИрСити» опубликовал 26 мая. В своём посте Алёна рассказала о непарадной стороне Иркутска и пообещала второй – о хорошем Иркутске, к 355-летию города.
Те же, кто знает Иркутск, знают чаще всего о его близости к Байкалу. Действительно, возможность взять и поехать на Байкал хотя бы в Листвянку, хотя бы на полчасика, но тогда, когда тебе просто захотелось - это огромный плюс.
Но город не является придатком Байкала или транзитной точкой. В России за Уралом, т.е. больше половины страны - почти пустые, крупные города по пальцам пересчитать можно. Поэтому в каждом крупном городе концентрируется все, что нужно - театры, музеи, научные институты, больницы... Так что Иркутск весьма хорош своим балансом между крупным и мелким городом, у нас нет минусов мегаполиса, зато достаточно того, чтобы удовлетворить большинство потребностей жителей не только города, но и области.
Иркутск - это город на Ангаре, единственной реке, вытекающей из Байкала. Кроме того, что это красиво, это ещё и чистая вода. У нас можно пить воду из-под крана.
Иркутская плотина ГЭС - не самая крупная даже на Ангаре, но благодаря ей у нас дешёвое электричество. Мы не знаем, что такое экономить свет.
Городская старина - тоже красиво. Это самый обыкновенный старый дом с резьбой, не памятник культуры или истории.
Очень хорошо, что Иркутск восстанавливается, возвращает себе утерянное. В городе опять есть планетарий, и он гораздо лучше того, что был раньше.
130 квартал, при всей своей лубочности, все же стал местом притяжения иркутян и на праздники, и для отдыха.
"Наша киса" многим не по душе, а мне все же нравится. Это бабр, символ Иркутска. Бабром когда-то в этих краях называли тигра и, возможно, барса. Он держит в зубах соболя. Потом в столичной канцелярии что-то перепутали и написали, что на гербе Иркутска изображён бобр. Но бобром наша зверюшка никогда не была, ошибку-то потом исправили, и бабр опять бабр, но за это время у него появились перепонки на лапах и пушистый хвост, видоизменилась фигура. Теперь это полумифический зверь, который есть только у нас.
Только иркутяне способны настоять на том, чтобы памятник Якову Похабову носил имя Якова Похабова. А то его хотели оставить безымянным "основателем".
Безымянных городских скульптур у нас и так хватает. Люди сами украшают город
Или так украшают, кто во что горазд. Но тоже здорово. Было. Уже нет.
Зима тоже красит Иркутск.
Адмиралу Колчаку с Иркутском не везло. Здесь он венчался, а потом любил другую женщину, но не мог развестись. Здесь же его убили. В Иркутске пытались раскрутить Колчака как местный бренд, но получился только квас. Зато квас настолько хорош, что его при помощи спецназа захватывают.
Про местную еду стоит сказать отдельно. Она, конечно, не только иркутская, но характерная для наших мест. Про самую вкусную рыбу в мире - омуль, - знают все. Про кедровые орешки и бурятские позы тоже. Но мало кто в курсе, что в Иркутске вполне можно развивать гастрономический туризм, ведь у нас очень много такого, что в других местах не едят: пельмени с олениной, оленьки колбаски, конина, бухлёр, сугудай, черемша, брусника, голубика, сахандаля. И даже черёмуховый торт, который у нас считается совсем простым десертом, на западе мало известен.
Популярная в стране сеть ирландских пабов Харатс тоже родилась здесь. Для тех, кто хочет не экзотики, а самой обыкновенной еды, как везде, у нас есть практически все сетевые забегаловки. Макдоналдса нет и не было никогда. Аутентичную китайскую чифаньку закрыли, к сожалению, но найти настоящую китайскую еду всё равно можно.
Но главное богатство города - это его люди. Среди иркутян есть известные всему миру, но не забывающие малую родину.
Много волонтёров, организованных или самих по себе. Убирают побережье Байкала и городские парки, тушат пожары.
В Иркутске жители могут объединиться с депутатом и вместе спасать свои деревья.
Вообще с властями Иркутску периодически везёт, у нас был всенародно любимый губернатор Ножиков, который уже превратился в легенду. Но если один был, может, и ещё кто-то будет?
Много увлечённых людей - анимешники, реконструкторы, творческие коллективы. Иногда они проводят фестивали, это интересно.
А карнавал - возможность повеселиться всем желающим.
Есть свой собственный микрорайонный парад Победы для тех, кто всё равно не протолкнётся в центре.
В городе представлены все основные религии, и в целом уживаются мирно. Буддистов много, причём это давно не национальная черта, на любом буддийском празднике не меньше половины /условно/ русских. Есть шаманисты, есть кришнаитский храм, армянская церковь и польский костёл.
Популярен спорт, и летний, и зимний. В черте города есть даже небольшая горнолыжка, а уж за пределами для спортсменов огромный простор.
Это тоже спортсмены. Многокилометровые гонки на ездовых собаках для России редкость, а у нас есть.
И, конечно, природа. Она у нас суровая, но прекрасная.
С днём рождения, Иркутск! Пусть хорошего будет больше, чем плохого.