Жар печей, стук молота, податливый под силой удара металл – всё это представления о том, что можно увидеть в кузнечной мастерской. Журналисты портала «ИрСити» в рамках проекта «Город изнутри» посетили Иркутский Кузнечный Двор и готовы рассказать и показать, как люди вдыхают жизнь в холодный металл.
Нашим проводником в кузнечный мир стал Ярослав Вавровский, руководитель компании. При встрече он робко, немного стесняясь, начинает рассказывать, что фирма работает почти 3 года, что раньше цех был побольше и в другом месте, но кризис…
А потом как-то расслабляется. Складывается, приходит понимание того, что же это такое – кузнечное ремесло.
«Всю жизнь работал с металлом, сначала сварщиком, потом попал на завод мастером кузнечного участка, оттуда всё и пошло. Долго работал в разных компаниях, на разных людей. Но, как часто бывает, случились разногласия, открыл своё дело», - делится Ярослав.
Арендовал помещение, закупил оборудование, по объявлениям в кузницу пришли ещё два работника. Например, Александр – профессиональный кузнец, окончил училище. Говорит, что всегда нравилось работать с металлом. Там закрутилась работа, застучали молоты, а из цеха к заказчикам начали выходить ворота, скамейки да козырьки.
«Чем интересна кузница – тем, что всегда что-то разное. Нельзя сказать, что что-то заказывают больше, а что-то меньше. Бывает так, что приходит к нам человек, просит сделать ворота, а потом у него начинается зависимость. У нас есть один клиент, сначала мы сделали ему подцветочники в городскую квартиру, потом он купил дом, сделали флюгер, ворота, качели. Теперь он каждый год обращается к нам, что-то делает», - рассказывает Ярослав.
Всего, говорит наш собеседник, в Иркутске 35 зарегистрированных кузниц. Это направление достаточно активно развивается, многие подпольно куют и варят в гаражах, чем значительно осложняют жизнь официальным конторам. Трудности также связаны с некоторой сезонностью работы – основная часть заказов приходится на лето, порой из-за занятости некоторым заказчикам отказывают, а зимой бывают простои.
Жалуются кузнецы и на кризис – заказов стало меньше, из-за высокой цены аренды из просторного цеха пришлось съехать в гаражный бокс, да к тому же заказчики уходят к китайским умельцам, которые делают дешевле, но не качественнее.
Давали б ещё предпринимателям возможность развиваться, а пока малые предприятия переживают не лучшие времена: давит аренда, налоги.
Основное оборудование кузницы – пневмомолот. Можно, конечно, нагревать и колотить вручную, говорят мастера. Но, например, на то, чтобы таким образом сделать резные перила, уйдёт полгода. Также никуда без горна, в этой кузнице он самодельный. Металл в нём нагревается быстро, раскаляется докрасна, после чего мастер придаёт ему нужную форму. Это делается или с помощью вытягивания, или путём укладывания в форму, которая, кстати, делается тут же, своими руками.
Сейчас в работе у мастеров дерево: металлические ветки увенчаны листьями, каждая ветка делается отдельно. Процесс сложный, кропотливый, но результат поражает – металл действительно оживает, выглядит лёгким, пластичным.
Самым необычным заказом мастер называет металлические плинтуса, до сих пор для него остаётся загадкой, почему заказчик решил сделать именно так. Часто заказывают кровати, вешалки, подцветочники. Для домов – ворота, козырьки, качели.
В разговоре о преемственности, наследственности кузнечного дела Ярослав вдруг вспоминает, что кузнецом у него был дед: «Он ковал недолго, лет 10. Но кто знает, может, что-то и передалось».
Есть у кузнеца и сын, и кто знает, может быть случится настоящая кузнечная династия, где от отца к сыну будут переходить тайны, азы и особенности техники.