Минувшая неделя отметилась двумя серьёзными происшествиями на железной дороге, забастовками таксистов, продолжением споров по иркутскому аэропорту с обвинениями в коррупции в адрес областных властей. Кроме того, появилась новая информация по делам мэров Тайшетского и Усть-Кутского районов.
Политический заказ?
Начало февраля оказалось богатым на скандалы в органах местного самоуправления: в поле зрения правоохранительных органов попали мэры трёх районов Иркутской области. Подробнее об этом можно прочесть в материале «ИрСити».
Об одном из них – главе Казачинско-Ленского района Александре Абраменко – пока ничего нового неслышно, кроме того, что он и его зам подозреваются в получении взятки в 2,5 миллиона рублей за приёмку работ по строительству полигона твёрдых бытовых отходов. Вокруг же ареста мэра Тайшесткого района Александра Величко и иска о досрочном прекращении полномочий мэра Усть-Кутского района Тамары Климиной поднялась волна негодования.
13 февраля сам Величко, подозреваемый в мошенничестве со строительством артезианских скважин, обжаловал свой арест; когда Иркутский областной суд рассмотрит апелляцию, пока неизвестно. Напомню, что Величко задержан 9 февраля. По версии следствия, будучи директором и учредителем компании «ВАВ» Величко в 2013 году оформил право собственности на артезианские скважины без их фактического строительства. При этом он знал, что скважины были построены в 2005 году за счёт субсидии правительства региона. Уголовное дело по факту мошенничества со скважинами было возбуждено в сентябре 2016 года.
Пока исполняющим обязанности главы района назначен заммэра по социальным вопросам Михаил Малиновский. Параллельно с этим суд поместил под домашний арест нынешнего директора компании «ВАВ», также подозреваемого в мошенничестве. Тем временем областной комитет КПРФ уже назвал арест Величко ничем иным, как политическим заказом, исходящим от прежнего руководства района.
Ещё более запутанная ситуация сложилась вокруг иска прокуратуры о досрочном прекращении полномочий мэра Усть-Кутского района Тамары Климиной, рассмотрение которого началось 7 февраля и с тех пор неоднократно переносилось. Причины такого категоричного выступления прокуратуры не озвучиваются. Ближайшее заседание суда назначено на 20 февраля. В этот же день запланирован очередной митинг против отстранения Климиной.
Ситуация немного прояснилась после заявления заммэра Михаила Барса о том, что ФСБ проводит в администрации внеплановую проверку соблюдения законодательства о государственной тайне.
Как помочь таксистам?
Забавная ситуация сложилась в Иркутской области после того, как ассоциация таксистов региона призвала водителей к забастовке против служб заказа такси «Максим», «Везёт», «Сатурн» и «Поехали». Причиной такого заявления стало снижение цен на поездки. Организаторы предложили водителям не выходить на работу с 6.00 до 9.00 каждые понедельник и пятницу, так как за эти 6 часов таксисты «особо не заработают», а службы заказа понесут убытки.
Что здесь забавного? Спустя несколько дней удалось получить ответы от этих самых служб заказа. Так, представитель службы заказа «Максим» сказал, что жалоб на снижение цен не поступало, а тариф в Иркутске остался неизменным. 10 февраля были вопросы по Ангарску, где водители остались недовольны изменениями, но сейчас ситуация восстановилась, тариф вернули прежний. Сотрудник пресс-службы сервиса пояснил, что подобные призывы к забастовкам могут организовываться в корыстных целях конкретных предпринимателей, «абсолютное большинство водителей против таких мер и не участвует в акциях протеста». Сервис «Сатурн» вообще назвало себя IT-компанией, у которой нет технопарка и которая не нанимает водителей, и сейчас он работает в обычном режиме. В службе заказа такси «Везёт» заявили о том, что жалоб не поступало.
Ну и смысл было устраивать дискотеку с забастовками? Ведь водители – взрослые люди, самостоятельные, о чём, кстати, сказали почти все сервисы заказа такси. Подобное наблюдалось в начале 2016 года: в Иркутске прошла акция протеста против снижения цен указанными выше федеральными службами заказа такси, которая не увенчалась успехом.
При этом ассоциацию перевозчиков Иркутской области можно отметить за хорошую инициативу. Она попросила правительство региона создать парковки для таксистов в Иркутске, особенно, в центре возле крупных торговых центров и рядом с аэропортом. Думается, что это облегчит и организует работу таксистов, да и самим пассажирам нервотрёпки меньше. Такая помощь водителям гораздо лучше, чем неубедительные призывы к забастовкам.
Депутаты предупредили Левченко
Ценностью региона в транспортной сфере, а в последнее время и яблоком раздора для власти является международный аэропорт Иркутска. Он входит в число 20 крупнейших России по показателям пассажиропотока и, естественно, давно и надолго стал лакомым кусочком для различных крупных компаний России.
В апреле 2015 года аэропорт передан из федеральной в областную собственность по инициативе бывшего губернатора Сергея Ерощенко, сейчас 100% акций авиаузла принадлежит минимущества региона. Одним из условий передачи объекта было привлечение инвестора для развития аэропорта, но из-за затянувшихся поисков оного бюджет Приангарья, а значит и сам авиаузел лишились в 2016 году огромных денег – 10 миллиардов рублей. Отдельная история – это скандал с продажей аэропорта компании «Новапорт» бизнесмена Романа Троценко. Только после вмешательства Федеральной антимонопольной службы власти Приангарья сообщили, что с бизнесом Троценко обсуждается создание только лишь управляющей компании. Свои интересы высказывал и «Базовый элемент» Олега Дерипаски, который и так прочно «сидит» в регионе благодаря РУСАЛу и «ЕвроСибЭнерго». Но очевидно, что власти региона больше симпатизируют «Новапорту»: в январе 2017 года председатель правительства Александр Битаров заявил о переговорах с компанией по выделению на развитие аэропорта 20 миллиардов рублей. Всё это сопровождает губернаторский рефрен: аэропорт будет сохранён в собственности области.
Но депутаты Законодательного собрания Иркутской области не дремлют: всегда на посту, руки на пульсе, сердца горячие, головы холодные. Региональные парламентарии на сессии 15 февраля направили губернатору Сергею Левченко запрос с просьбой отчитаться о планах развития иркутского аэропорта. Например, депутатов интересует, почему статус аэропорта изменён на непубличное акционерное общество, с какой целью имущество объекта будет передано «сторонней организации» без проведения конкурса. Чувствуете, какие вопросы каверзные? По мнению парламентариев, «манипуляции правительства» создают условия «для неэффективного распоряжения государственной собственностью и коррупции».
Более того, депутат Госдумы от Иркутской области Николай Николаев попросил Федеральную антимонопольную службу проверить законность создания правительством региона совместного предприятия с компанией «Новапорт» - «Новапорт Иркутск». По мнению Николаева, власти не исполняют указ президента РФ Владимира Путина о привлечении инвестора на конкурсной основе. Создание этого предприятия «носит коррупционный характер и ограничивает поступления денежных средств в бюджет региона». Предполагается внесение в уставной капитал «Новапорт Иркутск» 100% акций аэропорта при доле региона в 49%, из-за этого, по словам Николаева, область потеряет контроль над активами.
Возможно, из-за жалобы Николаева аэропорт Иркутска отложил заключение договора с победителем проведённого конкурса «НЭО Центр» об оценке имущества за 490 тысяч рублей (это в 3 раза меньше начальной суммы контракта). Рассмотрение жалобы в ФАС назначено на 28 февраля.
Два происшествия на железной дороге
Минувшая неделя отличилась ещё и двумя серьёзными происшествиями на железной дороге.
Днём 14 февраля на 4 648-м километре перегона Камышет – Ук в Нижнеудинском районе с рельсов сошло 15 вагонов грузового поезда с каменным углём, три из них опрокинулись. Повреждено 200 метров дорожного полотна. Угрозы экологической катастрофы и пострадавших не было, но на устранение последствий аварии ушёл 21 час. Движение поездов в обоих направлениях было остановлено на 9 часов, в том числе задержан пассажирский поезд Владивосток – Москва. По данному факту была начата доследственная проверка.
А 16 февраля автокран МАЗ попал под товарный поезд на железнодорожном переезде между Бирюсинском и Тайшетом. По данным ГУ МВД России по Иркутской области, водитель автокрана, «грубо нарушив правила дорожного движения», сбил плиту устройства заграждения и выехал на красный свет светофора на переезд прямо перед приближающимся поездом. Трагедии удалось чудом избежать. Потом выяснилось, что водитель машины был пьян. Запись происшествия выглядит очень драматично.
Будьте осторожны!