В конце 2018 года на здании бывшего иняза новый хозяин – ИГУ – установил треугольные щиты с часами, которые госуниверситет называет «курантами». Эта конструкция, нарушившая исторический облик здания, вполне может стать символом и столичности нашего города, и его иркутскости.
Стоит начать с того, что часы на здании иняза странно называть курантами. По определению куранты — часовой механизм с набором колоколов, звенящих в определённой последовательности. Самые известные – часы на Спасской башне Кремля, Биг Бен и Пражские куранты. Как сообщалось в декабре на сайте ИГУ, в часах на здании иняза установлен электронный блок управления с возможностью подключения к компьютеру, с помощью которого можно загрузить любую музыку или звуки и проигрывать их горожанам через два внешних динамика. В этой логике курантами можно назвать смартфон, подключённый к динамикам, который будет проигрывать загруженную в него музыку по времени.
Колхозный креатив от ИГУ
Иркутский лингвистический университет (иняз) вошёл в состав ИГУ в 2016 году, после того, как не прошёл аккредитацию по 13 направлениям из 20. В здании иняза в феврале 2018 года открыли Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций ИГУ. Таким образом госуниверситет объединил свой факультет филологии и журналистики с факультетами иняза.
Корпус A — жёлтое здание с колоннами — неотъемлемая часть ансамбля исторической Тихвинской площади (сейчас состоит из площади графа Сперанского, сквера Кирова и Тихвинского сквера).
Этот корпус построен в 1948 году в стиле неоклассицизма. Главный принцип этого направления — следование строгим пропорциям. В неоклассицизме архитектурные элементы выстраивают гармоничную композицию, которую нельзя нарушать. Корпус А в первозданном виде полностью соответствовал канонам: всё было на своём месте, всё грамотно уравновешено, нет ничего лишнего – ни убавить, ни прибавить.
Таким он был ровно 70 лет. Летом 2018 года журналист Вадим Палько увидел проект «реконструкции» корпуса. На обоих портиках, согласно плану, появляются два фронтона. Эти два треугольника ломают всю композицию: они визуально давят и утяжеляют антаблемент (балочное перекрытие пролёта), искажают пропорциональность других элементов фасада. В частности, колонны, ранее соразмерные объёмам здания, теперь превращаются в тонкие спички, которые кое-как удерживают бандуру сверху.
На историческом фасаде корпуса А на обоих портиках размещена надпись «Институт иностранных языков». Она не менялась ни тогда, когда вуз назывался Иркутским государственным лингвистическим университетом, ни когда Евразийским филиалов Московского государственного лингвистического университета.
По плану ИГУ слева должен появиться логотип вуза (кажется, в университете таким образом захотели пометить новую территорию), под ним к оригинальной надписи «Институт иностранных языков» собирались добавить дату основания иняза (1948) и дату его закрытия перед вхождением в состав ИГУ (2016). Короче говоря, портик решили превратить в «надгробие».
Справа решили разместить часы. Но этим планы не ограничивались — с фасада хотели сбить оригинальные слова «Институт иностранных языков», чтобы на их месте прикрепить «Иркутский государственный университет». Правда, от этой идеи всё-таки отказались.
Вишенка на торте - на самом деле треугольники, которые «венчают» здание иняза, не настоящие фронтоны, а щиты на подпорках сзади.
Плохая реализация дурной затеи
25 октября 2018 года после судебного заседания по дому Рассушина (другая, но в чём-то схожая история о том, как современники относятся к архитектурному наследию) Вадим Палько увидел монтаж тех самых конструкций на крыше бывшего иняза. К технике безопасности, кстати, отнеслись своеобразно: был сильный ветер, конструкция на портике шаталась из стороны в сторону, а люди спокойно ходили прямо под ней.
Что интересно, установленная конструкция сильно отличается от первоначального плана. Даже на большом расстоянии хорошо видно, что лжефронтон сделан из другого материала, у него иная фактура.
И всё же самый лучший вид на архитектурное новшество (с подпорками) открывается сбоку. Руководство ИГУ умудрились превратить достойное здание в стиле советского неоклассицизма в посмешище.
В конце октября в группе «Иркипедии» в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) пост с фотографией колхозного апгрейда собрал больше полутора сотен отзывов, из которых подавляющее большинство — негативные.
Новое или старое?
Любопытно и то, как ИГУ подаёт информацию о новшестве на здании бывшего иняза.
«Большой круглый циферблат на правом пилоне здания ИФИЯМ (Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации - ред.) ИГУ появился осенью этого года. Тогда университет при поддержке мэрии Иркутска восстановил архитектурный облик центрального фасада института (кстати, в следующем году на левом пилоне планируется разместить изображение Белого дома, как одного из символов ИГУ)», - говорится в релизе на сайте ИГУ.
Возникло впечатление, что ИГУ преподносит новые лжефронтоны как восстановление некоего первоначального облика, будто они там изначально и стояли. Их, конечно же, никогда не было. Достаточно посмотреть на многочисленные архивные фотографии здания, чтобы в этом убедиться.
Впрочем, это прекрасно знает и.о. ректора Игорь Бычков. «После ремонта сохранит свой прежний архитектурный облик. Однако запланированы и некоторые нововведения. Предполагается, что дополнительно к сегодняшним архитектурным особенностям здания будут добавлены пилоны. На одном из них в год столетия ИГУ установят часы», - цитирует его слова Sia.ru.
Зачем?
По информации источников журналиста Вадима Палько, установку часов с надстройкой лжефронтонов лоббировало руководство университета, хотя многие сотрудники института выступали против этого. На их мнение не стали обращать внимание — полагаю, идею с часами продвигала некая творческая личность, эдакий «художник», который «так видит».
Даже после критики в социальных сетях ИГУ игнорирует негативные высказывания в адрес конструкции с часами. Впрочем, 29 декабря в комментариях под постом Вадима Палько в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) представитель университета всё-таки высказался.
Обратите внимание, что уже с первых слов раскрывается настрой руководства: недовольных «курантами» нет, есть лишь «заинтересованные». Дальше, чтобы прочувствовать всю абсурдность аргументации университета, можно просто добавить после каждого тезиса фразу «поэтому нужно поставить треугольные щиты и часы с динамиком».
1. «Решение принято в связи с празднованием 100-летия». Логично! У университета юбилей, поэтому нужно поставить треугольные щиты и часы с динамиком.
2. «Здание находится на центральной площади», поэтому нужно поставить треугольные щиты и часы с динамиком.
3. «Город по праву считают студенческим», поэтому нужно поставить треугольные щиты и часы с динамиком.
Особенно умиляет фраза о том, что «куранты» призваны стать «ещё одним символом города». Кажется, что это ввернули просто так, ради красного словца, но хотелось бы послушать специалиста по городской семиотике. Почему символом должны стать именно часы? Почему именно в таком виде? Почему в ансамбле старинной Тихвинской площади? Стоило ли ради этого искажать облик здания?
Логика университета ясна: символом города станет всё, что окажется на центральной площади (просто потому что она всегда на сувенирке). Вот только новые «куранты» с «треугольниками на палочках» на открытках и магнитах будут смотреться неуместными протезами на красивом здании.
Ещё один важный вопрос — в чём вообще необходимость часов с боем? Что это, провинциальные комплексы? Кто-то в ИГУ захотел, чтобы было «как в столицах»? Ответ на этот вопрос даёт лично и.о. ректора Игорь Бычков в релизе на сайте университета. «Было бы великолепно, если у Иркутска появится ещё один символ, или традиция, как, например, в Кронштадте, где один раз в сутки стреляет пушка», — говорит он.
Чтобы прояснить позицию университета, мы отправили запрос в ИГУ, в котором было девять вопросов. Письмо, которое мы получили, больше похоже на отписку, чем на ответы — из девяти вопросов вуз ответил на 5 с половиной. ИГУ проигнорировал вопросы о том, сколько стоили сами «куранты» и щиты, на которых их установили; насколько целесообразны были эти траты, по мнению вуза; по чьей инициативе был изменён облик здания 1948 года; какие действия общественности повлияли бы на решение ИГУ и привели бы к демонтажу часов.
Вопросы, на которые вуз дал ответ, Вадим Палько разобрал в своём блоге.
На вопрос, какова стоимость работ по монтажу щитов, ИГУ ответил: «Приобретение и установка часов на здании осуществлялись в рамках подготовки к 100-летию ИГУ за счёт внебюджетных источников финансирования в соответствии с требования Федерального закона №223-ФЗ. Информация о проведении конкурсной закупки размещалась в установленном порядке». Иначе говоря, конкретные суммы сотрудники университета назвать то ли поленились, то ли просто не захотели, поэтому послали на сайт госзакупок. На этом сайте есть закупка на капитальный ремонт фасада, на монтаж видеонаблюдения «для выполнения представления ФСБ» (да, прямая цитата) в здании иняза. В одной закупке говорится о монтаже часов и указана цена — 393,7 тысячи рублей. Закупку самих часов (циферблат с динамиком) найти не удалось.
В вопросе о нарушении техники безопасности при монтаже фронтона, ИГУ перевёл ответственность на подрядчика: «Для производства работ был заключён соответствующий договор с организацией, которая и приняла на себя выполнение всех необходимых мероприятий по технике безопасности». Кажется, перевёл, потому что из ответа не совсем понятно, знает или признаёт ли вуз, что такое нарушение было. В любом случае - это не проблема университета, говорится в ответе на наш запрос.
На вопрос о том, чьей инициативой была установка часов и фальшивых фронтонов на здании, в ИГУ не ответили, но в своё письмо всё-таки вставили пару фраз, которые касаются изменения облика здания. Первая: «Эскиз и проект на монтажные работы были согласованы комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска». Вторая: «Отметим, что здание учебного корпуса ИГУ №14 не является памятником архитектуры». Получается, что у руководства ИГУ такая логика: раз здание не охраняет государство, значит с ним можно делать абсолютно всё, что придёт в голову?
Ответ на вопрос, чем обоснована идея установки часов, напрямую тоже не звучит. Единственное, что можно притянуть в качестве ответа на этот вопрос — эта фраза: «Приобретение и установка часов на здании осуществлялись в рамках подготовки к 100-летию ИГУ». Кажется, что это звучит как «мы так решили» и «потому что можем».
Смешной ответ «потому что можем» вообще универсальный для Иркутска в отношении исторических зданий. Являются они памятниками или нет, тут не играет никакой роли. Почему дом Шубиных довели до состояния, когда от оригинального здания осталось меньше 10% бревён? Почему вместо бережного отреставрированных домов у нас есть пластиковые окна, грубо вставленные в сруб, повсеместный сайдинг и гигантские баннеры? Почему на месте памятников у нас пустыри? Так можно довольно долго. Аргумент «потому что можем» вообще сложно переломить. Кажется, и его надо включить в тот самый скандальный брендбук про иркутскость.