Двенадцатого июля в жилом комплексе «Сантоки» в иркутском микрорайоне Солнечный произошёл странный пожар – загорелась крыша одной из блок-секций. По мнению жильцов, происшествие могло стать результатом очередной шумной гулянки, которую устроили в квартире на последнем этаже. В произошедшем разбираются прокуратура и полиция.
Жилой комплекс «Сантоки» введён в эксплуатацию в 2012 году на проспекте Маршала Жукова и состоит из семи разноуровневых блок-секций. Застройщиком является компания депутата гордумы Виктора Ильичёва – «ВостСибСтрой». Обслуживает ЖК дочернее предприятие – ООО «Управляющая компания «Партнёр», созданная также 8 лет назад.
В базе данных сервиса «Контур. Фокус» имеются сведения о трёх проверках госжилнадзора по ЖК. В конце 2016 года специалист ведомства проверял обращение граждан, которые жаловались на ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома №5/2. Нарушений не выявлено.
В феврале 2017 года проверялось исполнение ранее выданного предписания УК по блок-секции №5/1, суть этого документа не раскрывается, но отмечается, что нарушений также не выявлено.
А через 2 года, в феврале 2019-го, проверялась жалоба жильцов блок-секции №5/3, которые сообщали о неисправности системы канализации.
Пожар
Утром 12 июля жители микрорайона Солнечный и проезжающие мимо автомобилисты увидели жуткую картину – горела крыша 20-этажной блок-секции.
По данным МЧС, сообщение о возгорании на проспекте Маршала Жукова, 5/1, поступило на пульт дежурного в 9.27. На место было направлено 15 единиц техники и 47 пожарных и спасателей. Ликвидировать возгорание удалось только спустя час. Площадь пожара составила 100 квадратных метров, эвакуированы 18 человек, никто не пострадал.
Установлено, что пожар произошёл на мансарде 17-го этажа. «Квартира сдавалась в аренду, люди на мансарде самостоятельно возвели деревянное строение, где и произошло возгорание. Огонь распространился на кровлю и фасады здания», - написал на своей странице в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников, который выезжал на место ЧП.
Позже глава Октябрьского округа Владимир Преловский заметил, что жильцы не раз жаловались на шум из квартиры. «Сотрудники комитета по управлению Октябрьским округом администрации города, управляющей компании и правоохранительных органов неоднократно проверяли данное жилое помещение», - подчеркнул он. А мэр Руслан Болотов поручил «разобраться, какие меры реагирования принимались компетентными специалистами по жалобам жителей».
На следующий день врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев поручил проверить все многоквартирные дома после этого инцидента, повторив информацию о постоянных обращениях соседей. Он уточнил, что в доме в «Сантоки» оказалось неисправной техническая система пожаротушения, поэтому особое внимание надо уделить пожарной безопасности. Рейды стартовали 20 июля и продлятся до 1 августа. За это время планируется проверить 161 дом высотой 16 этажей и выше.
К 21 июля ГУ МЧС России по Иркутской области назвало причину пожара. «По предварительным данным, причиной возгорания стало занесение открытого источника зажигания. В настоящий момент получено заключение испытательной пожарной лаборатории. Материалы проверки переданы в полицию для принятия мер», — заявил журналистам начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Иркутска Артём Отришко. Как уточнили в пресс-службе ведомства, пожар мог произойти в том числе и из-за поджога.
Нехорошая квартира
Жилые площади в доме заканчиваются на 18-м этаже, по проекту – 19-20-й – технические этажи, здесь располагаются инженерные коммуникации, в том числе шахты лифтов, вентиляция, система дымоудаления. На 17-м – всё, как в любом многоквартирном доме, единое для всего здания оформление: светлые стены, пластиковые окна и двери, выходящие на пожарную лестницу и балкон.
На площадке, показывает мне местная активистка Татьяна, три тёмных двери в квартиры, подняться на 18-й этаж на лифте нельзя – вместо кнопки зияет дыра. Поэтому девушка ведёт меня на пожарную лестницу наверх, и тут начинается удивительное. Раньше проход здесь закрывала чёрная металлическая дверь, сейчас, после пожара, её нет – помятый прямоугольник валяется на крыше ниже.
На ступенях лежит керамическая плитка, стены выкрашены в чёрный и коричневый цвета, краска имеет плотную фактуру, отчёго создаётся эффект кирпичной кладки. Стены украшены дизайнерскими светильниками, пожарный балкон и подъездная площадка превращены в коридор, двери лифтов сменили скучный серый на цвета Британского флага, в углу стоит вешалка, для пожарного оборудования сделаны деревянные короба. Подняться ещё выше, то есть выйти на крышу так же – по пожарной лестнице - нельзя: проход перекрыт решёткой с замком.
Татьяна рассказывает, что на 17-18 этажах располагалось две двухуровневые квартиры – их продавали в таком виде изначально, при сдаче дома. Одна принадлежит её семье, сейчас там идёт ремонт, который, видимо, придётся переделывать – после пожара на стенах и потолке образовались жёлтые разводы. Вторая, по данным выписки из ЕГРН, в декабре 2017 года оформлена на некую Файрузу Давлетовну Салимгарееву, которую никто никогда не видел. «Фактически всем занимается её сын – Салимгареев Алексей Равильевич», - поясняет девушка.
Несколько лет назад собственник поделил свою двухуровневую квартиру на четыре «однушки», которые сдавались в аренду посуточно, в каждую квартиру вела своя отдельная дверь. «Мы поднимали проектную документацию на этот объект, никаких изменений по разделению квартиры застройщиком не проводилось», - подчеркнула девушка.
Одна из этих квартир - №50 – при переделке получила террасу. По техпаспорту, который удалось изучить Татьяне, площадь самой квартиры составляет не более 30 квадратных метров, ещё около 200 - приходится на террасу. «Росреестр зарегистрировал право собственности, для это был сделан технический паспорт. А техпаспорт делается на основании договора долевого участия. То есть если Росреестр ничего не знал, что тут у нас происходит, то застройщик должен быть в курсе. Тем более, что это не первый случай. В управляющей компании нам назвали ещё один объект, проданный также Салимгареевой, - в «Лисихе-4», - подчеркнула собеседница.
Она заметила, что Салимгареев знаком с генеральным директором «ВостСибСтроя» Виктором Ильичёвым. «В управляющей компании рассказали, что утром в понедельник на пожарище приехал сам Виктор Геннадьевич, позвонил Салимгарееву, тот в течение 15 минут прибыл сюда, хотя сотрудникам той же управляющей месяцами не удавалось его вызвонить. Ильичёв очень громко ругался на Алексея Равильевича», - пояснила Татьяна.
Найти прямую связь Салимгареева и Ильичёва по сервису «Контур. Фокус» не удалось. Несколько лет назад он входил в число учредителей и руководителей 10 компаний, занимающихся торговлей лесоматериалами. Сейчас он является совладельцем компании по продаже автомобильных запчастей «РеалАвто». В Железногорске-Илимском он организовал клуб единоборств, сам тренировал детей.
По её словам, в частную собственность перешла также часть инженерных коммуникаций всего дома, за состоянием которых должна следить управляющая компания. «Например, вентиляционная система. Я поднималась туда с управляющей компанией, и увидела, что вентиляция фактически перекрыта, запенена. Для чего это сделано - люди, которые отдыхают на этой террасе, не желают нюхать запахи санузлов 50 квартир. По этому поводу я жалуюсь уже года полтора, но управляющая компания фактически бездействует», - заметила девушка. Также неизвестно, работает ли система дымоудаления.
Переделки в подъезде активистка заметила примерно 2 года назад. До этого здесь был обычный подъезд, доступ на крышу был открыт, машинные помещения находились под охраной, стояли даже камеры видеонаблюдения.
«Дело даже не в ремонте – здесь был ночной клуб», - заявляет девушка. Жильцы жаловались на шум, бардак в лифтах, появление «антисоциальных элементов». За месяц до пожара одну из квартир на долгий срок арендовала семья с двумя маленькими детьми, но после происшествия молодые люди быстро съехали. «Жить же невозможно», - заметила девушка.
При этом Алексея Салимгареева никто не видел, как с ним связаться – не знают. Зато несколько раз жильцы сталкивались с неким Александром, который, по-видимому, присматривал за квартирами, убирался, отвечал за аренду и питание. «Почему говорю про питание, потому что в июне здесь устраивали что-то типа выпускного вечера – из-за коронавируса же всё отменили. И соседи рассказывали, как продукты в эту квартиру заносили коробками», - подчеркнула Татьяна.
Жильцы опасаются, что собственника этих квартир не привлекут к ответственности, а найдут крайнего, которого обвинят в поджоге. «Никто из жителей не мог этого сделать, я уверена, тем более там всё перекрыто», - заявила девушка. По её словам, на крыше были оборудованы деревянная барная стойка, зона барбекю, мангал, танцпол из деревянной террасной доски. Есть сведения о найденных на пепелище казане и решётках для шашлыков.
Старший по дому Андрей Ярославцев заметил, что видел управляющего Александра всего два или три раза. «Как-то он позвал жильцов нашего подъезда посмотреть, как оборудовали пикниковую зону с бассейном на террасе. Поднялось к нему тогда примерно человек десять. Он предложил: «Давайте приходите, вы сможете отдыхать здесь в первую очередь». Но мы сразу указали на бассейн: если его прорвёт, то затопит несколько квартир. Естественно, никто к нему туда не ходил», - рассказал мужчина.
Ярославцев заметил, что уже несколько лет не может спокойно спать по ночам – такой стоит шум. В первый раз он столкнулся с этим примерно 3 года назад. «Тогда я вызвал полицию, а сам поднялся наверх. Смотрю: там гулянка вовсю. Спрашиваю: кто хозяин? Молчат. Говорю: я полицию вызвал. Они быстро рассосались. Когда полиция приехала, уже было тихо. Но тогда мне сотрудники и сказали, чтобы я больше туда сам не ходил», - подчеркнул активист.
После того случая мужчина систематически вызывал полицейских, жалуясь на непрекращающийся шум. Две недели назад он не выдержал и поднялся наверх, оказалось, что в квартиру набилось около 20 несовершеннолетних. Приехавшие полицейские начали опрашивать молодых людей, тогда-то мужчина официально для себя и узнал, что помещение сдаётся посуточно.
«Накануне пожара 12 июля тоже была гулянка, до самого утра. Мне потом рассказывали, что даже соседи с пятого этажа слышали, как гремела музыка», - заметил Ярославцев. Сам он уснуть не мог. «После пожара вечером мои приехали домой. Сидели на кухне, пили чай, когда моя 6-летняя дочь вдруг сказала: «Мама, как хорошо, когда музыки нет и тишина», - добавил мужчина.
За чей счёт ремонт?
На протяжении 2 лет Татьяна пишет в различные инстанции, последние жалобы были направлены в том числе в прокуратуру в середине июня 2020 года.
В 2019-м на место выезжал специалист госжилнадзора, но нарушений не нашёл. Как говорится в ответе ведомства от 22 июля (имеется в распоряжении редакции), специалист отметил для себя наличие деревянных надстроек и конструкций для устройства летнего надувного бассейна, но не счёл это перепланировкой. Кроме того, к приезду сотрудника жилнадзора была демонтирована железная дверь на пожарной лестнице и магнитный ключ в лифте на 18-й этаж.
Пожарный надзор, по словам Татьяны, также не высказал претензий. По переделкам в подъезде жильцы жаловались в УК. «От управляющей компании пришли: «Ой, ну красивый ремонт, что вам не нравится, что вы вредничаете?», - рассказала собеседница агентства. Она представила также два акта досудебных экспертиз, сделанных в марте и августе 2019-го компанией «Вектор», в них указывается на перекрытые пожарные проходы и невозможность выйти на крышу.
«Мы сейчас хотим попробовать изъять крышу со всеми коммуникациями обратно в общедомовое имущество. По идее с исковыми заявлениями должны выходить надзорные инстанции, например, прокуратура. Но мы сейчас посмотрим, как она будет действовать, и, возможно, нам самим придётся идти в суд», - заявила Татьяна. Она подчеркнула, что участие в суде потребует серьёзных расходов – на юристов и экспертизы. Это порядка 200-300 тысяч рублей. «Если я готова участвовать, то многие жильцы – нет. Например, после пожара людей больше волновало отсутствие электричества и неработающие лифты», - подчеркнула девушка.
Зато активистов сейчас стала открыто поддерживать управляющая компания. Татьяна объясняет это тем, что после пожара надзорные инстанции стали проверять и УК. Как сообщили гражданам в фирме, собственник отказывается что-либо делать и даже смело заявляет: «Мы ещё повоюем!» О категорической позиции владельца «неспокойных» квартир жильцы услышали на заседании, которое прошло в администрации Октябрьского округа. Более того, уже известно, что собственник намерен начать строительство ещё двух этажей на крыше.
В любом случае ремонтировать кровлю нужно: после пожара она пришла в негодность, а во время ливня в ночь на 16 июля водой залило квартиры вплоть до девятого этажа (по мнению жильцов – до первого). По предварительным оценкам, ущерб от пожара составляет 4 миллиона рублей.
Старший по дому Андрей Ярославцев рассказал, что сейчас управляющая компания решила натянуть брезент, чтобы хоть как-то прикрыть крышу. На эти цели деньги выделяются из фонда дома. По словам мужчины, управляющая компания готова начать ремонт крыши уже в сентябре, взяв на себя 70% расходов. Остальные 30% должен вложить собственник квартиры. «Но он отказывается, как я понимаю, поэтому, видимо, также придётся с общедомовых потихоньку вкладывать», - подчеркнул Ярославцев.
Официально
По данным мэрии, вопросы о переходе общедомового имущества в частную собственность должны решаться на собрании жильцов многоквартирного дома. За этим имуществом обязана следить управляющая компания, в частности, она должна проверять его как минимум осенью и весной. Если выявляются какие-то нарушения, УК имеет право выдавать предписания собственникам. Если они не исполняются, то компания может как пожаловаться в вышестоящие инстанции, так и подать на жильца в суд.
Проверяет управляющие компании жилнадзор, для этого есть план профилактических мероприятий. Но в 2020 году в связи с введением режима повышенной готовности из-за коронавируса такие проверки можно проводить только с согласования прокуратуры.
В управляющей компании «Партнёр» не смогли соединить с руководителем, сославшись на «разъездной характер его работы», а также не смогли уточнить ущерб от пожара, пояснив: «Мы сами ещё собираем информацию». В компании «ВостСибСтрой» подчеркнули, что это обычная практика, когда квартира продаётся вместе с террасой, но как часть коммуникаций перешла в частную собственность - неизвестно. «За этим должна следить управляющая компания», - подчеркнули в пресс-службе компании. Связаться с гендиректором Виктором Ильичёвым на момент публикации текста не удалось.
В пресс-службе ГУ МЧС России по Иркутской области подтвердили, что в 2019 году в управление надзорной деятельности и профилактической работы поступала жалоба на захламление лестничных маршей и путей эвакуации. «Государственные инспекторы по пожарному надзору осматривали этот дом, но тогда этих нарушений не было», - пояснил представитель ведомства. Материалы проверки после пожара МЧС передало в полицию. В пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области подчеркнули, что сейчас проверяются все обстоятельства произошедшего, назначен ряд экспертиз, устанавливается виновное лицо.
Свою работу проводит и региональная прокуратура. «Истребованы документы из всех организаций, которые причастны к этому вопросу: из госжилнадзора, госстройнадзора, органов местного самоуправления, а также от управляющей компании и застройщика. Кроме того, после пожара на место выезжал прокурор Октябрьского района, который общался с жильцами. По результатам проверки при необходимости будут приняты меры прокурорского реагирования», - пояснили в пресс-службе ведомства.
А пока на сайте «Авито» размещено два объявления о сдаче в аренду двух квартир на 17-м и 18-м этажах дома №5/1 на Маршала Жукова. Стоимость для двухкомнатной - 2,8 тысячи рублей в сутки, «однушки» - в 2 раза меньше.