Станция Батарейная — одна из самых удалённых частей Иркутска, окраина городской окраины — Ленинского округа. Станционный посёлок больше похож на отдельный населённый пункт, а о его связи с городом напоминают только имена бывших и нынешних депутатов думы Иркутска, которые можно встретить на разных участках Батарейной.
Всё пошло с армейских складов
Первые деревянные дома на месте нынешней станции появились в конце XIX века при строительстве Транссибирской магистрали. Железная дорога в те времена не могла обойтись без разъездов — раздельных пунктов для скрещения поездов на однопутных линиях. Один из таких разъездов на 5170-м километре Транссиба получил название Сибирский и дал начало будущему посёлку.
Более акцентированное развитие этой территории началось в годы Русско-японской войны. Иркутск стал одним из мест базирования воинских соединений, в городе стали появляться военные склады. Об одном из таких, расположенном относительно недалеко от нынешней Батарейной, мы писали в цикле «Исчезающий Иркутск». В 1907 году неподалёку от существующей станции остановилась на постой артиллерийская батарея, которая дала название и железнодорожному пункту, и посёлку рядом с ним. Собственно, посёлок и появился благодаря армейской части. К 1911 году там уже было построено восемь деревянных домов.
Батарейная стала одним из мест, где активно шли бои во время Гражданской войны. Летописец Иркутска Нит Романов писал 8 июля 1918 года: «Сегодня утрём чехословаками занята станция Батарейная (это 8 вёрст дальше Иннокентьевской). В Медведевой была слышна орудийная канонада и дрожали стёкла. […] Чехословаки от Батарейной отступили вёрст на 15 обратно 8-го [июля] в 4 часа дня». Через несколько дней, по сведениям Романова, на станции подорвали склады с боевыми снарядами, но кто это сделал — неизвестно.
Станция несколько раз переходила от большевиков к белым и обратно. В декабре 1919-го революционеры окончательно захватили Батарейную, а также находившиеся рядом Иннокентьевскую и Военный город. С 1920-х начинается расширение действующей военной части, Батарейную заселяют гражданские. С 1927 года начинается активное строительство, появляются новые улицы, места проведения досуга.
С годами Батарейная стала главной станцией для погрузки и разгрузки железнодорожных контейнеров в городе. Рядом с железной дорогой появлялись разные промышленные предприятия. В 1980-х открылся завод железобетонных изделий управления «Иркутскводстрой», на расположенных рядом промплощадках когда-то был свой хлебокомбинат (юрлицо прекратило существование в 2016-м), сейчас работает мебельный цех. Неподалёку находится сельскохозяйственное предприятие «Искра».
Главными поставщиками рабочих мест в Батарейной были и по-прежнему остаются военная инженерная база и воинская часть (как говорят местные, гражданских там едва ли не больше, чем людей в форме) и контейнерное отделение ВСЖД. Многие ездят работать «в город».
Пожалуй, единственной достопримечательностью Батарейной является военный склад артиллерийского и военного вооружения (109-й склад Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны). Военнослужащие в части (в основном — иркутяне и жители Приангарья) занимаются хранением, ремонтом и отправкой в войска ракетно-артиллерийского вооружения и стрелкового оружия.
На территории части есть музей, в котором находится вооружение времён Великой Отечественной войны, но без особого распоряжения туда попасть нельзя. Более современную технику — артиллерийские орудия, машины и тому подобное — можно увидеть, проезжая на электричке по Транссибу на запад после Батарейной.
В декабре 2013 года неподалёку от армейских складов произошла авиакатастрофа. Самолёт Ан-12 Иркутского авиазавода, выполнявший перелёт из Новосибирска в Иркутск, упал на складские помещения при заходе на посадку на аэродром Иркутск-II. Погибло девять человек — шесть членов экипажа и три авиатехника. Основной предполагаемой причиной катастрофы стал человеческий фактор. Расследование по делу не закончено до сих пор.
Самое спокойное место города
Добираться до Батарейной из центра города — то ещё приключение. В сторону станции из города идёт всего два автобусных маршрута — №33 (до центра посёлка в районе железной дороги) и №39 (до так называемого второго городка, который находится ближе к промышленной зоне). Если повезёт, и на Джамбула, Трактовой и Розы Люксембург не будет заторов, можно доехать в течение часа, если нет — дорога может растянуться и на 1,5-2 часа.
Маршруты обслуживаются только муниципальным транспортом, что одновременно и хорошо, и плохо. Плюс в том, что «бегают» только большие автобусы, никаких маршруток нет, транспорт довольно удобный. Минус — автобусов на маршрутах крайне мало, из-за этого возникают слишком большие интервалы отправления машин. К тому же, как правило, автобус оказывается напрочь забитым уже при отправлении.
С левого берега Иркутска до Батарейной проще всего добираться на электричке. От Каи, крайней восточной железнодорожной станции города, до Батарейной ходит шесть поездов, в обратную сторону — три (зато до Иркутска-Пассажирского — целых 11, то есть, в район Синюшки дальше можно добраться от вокзала).
По мнению жителей Батарейной, проблема с транспортом — главная. Станция катастрофически удалена от центра Иркутска (на 20 с лишним километров). Многие работают в других районах города, и если у человека нет своего личного автомобиля, то он обречён проводить большую часть своего свободного от работы времени в общественном транспорте.
Почти полтора часа, которые я добирался до Батарейной, того стоили. Посёлок показался очень спокойным и даже немного «семейным». Очень часто можно было видеть, как взрослые здоровались друг с другом на улицах. Это неудивительно, потому что многие там друг друга знают чуть ли не десятки лет.
На Батарейной доминирует деревянная одноэтажная застройка, но есть и несколько пятиэтажек. Большая часть из них находится на участке между улицами Центральной и Строителей — основными «магистралями». Панельные и кирпичные пятиэтажки появились в 1970-1980-е годы. Ещё несколько таких домов находятся во «Втором городке».
Часть Батарейной в пределах этих двух улиц — наиболее благоустроенная. Здесь много детских площадок, есть качественная площадка для игры в футбол и баскетбол, оборудован небольшой скверик. За ним зорко наблюдают из небольшого деревянного домика, где находится управляющая компания.
О связи Батарейной с Иркутском говорят имена бывших и нынешних депутатов городской думы. Например, остановку на Центральной поставил Григорий Резников, представлявший округ №6 в думе с 2014 по 2019 годы, а хоккейную коробку — Дмитрий Красноштанов (избрался в думу в 2019-м).
Посреди двора обнаружился развалившийся деревянный дом. Он сгорел в 2017 году, задолго до пожара был расселён.
На Батарейной есть небольшие школа и детсад, куда также ходят (вернее, ездят) дети из Вересовки и ПМС-45. Детский сад открыли в 2018 году, до этого он располагался в крохотном деревянном здании. На первых этажах пятиэтажных домов на Ангарской находятся амбулатория горбольницы №8 и библиотека.
Напротив библиотеки стоит старый восьмиквартирный деревянный дом. Это местная достопримечательность, дом в народе зовут «Титаником», потому что его постоянно топит. Он находится в низине, после дождей вся вода стекает к дому, вокруг образовывается озеро. Весной — утопает во время таяния снега. Дом был построен в 1934 году. Когда-то он принадлежал военной части, сейчас находится в муниципальной собственности.
Также на станции есть один минимаркет и несколько магазинов. Возле минимаркета обычно собирается молодёжь и ведёт разговоры о жизни.
Возле железной дороги уже начинается частный сектор. Чтобы добраться до него, нужно перейти через виадук. Батарейная — крупная техническая станция, там восемь путей, большинство из них заставлены грузовыми составами. Кроме как по виадуку железку не преодолеть.
Пока ждал электричку, разговорился с пожилой женщиной. Она рассказала, что приезжала в гости к своим сыновьям. Они живут в частных домах в районе железной дороги. Говорит, что за те 8 лет, что её дети живут здесь, район потихоньку меняется в лучшую сторону. По её словам, он очень тихий, жаловаться не на что.
Кроме перрона и виадука, на станции больше ничего нет. По железнодорожной терминологии Батарейной больше подходит обозначение «остановочный пункт», но исторически закрепился термин «станция». На перроне есть расписание с движением поездов на восток и запад.
Раз в 7-8 минут по Батарейной проходит гулкое объявление о прохождении поездами контрольных светофоров. Это предупреждение для железнодорожников, работающих на путях. То и дело доносятся переговоры путейцев. Я почти 20 лет прожил возле железной дороги в Черемхово, и там я даже не обращал внимания ни на шум поездов, ни на постоянный эфир. В Батарейной же одёргивался каждый раз после очередного объявления.
У меня в планах было прогуляться до берега Ангары возле Батарейной, но после того, как на дорогу мне выскочила свора собак, от этой идеи пришлось отказаться. Почему-то мы друг другу не понравились. Проблема бездомных собак, кажется, беспокоила только меня. Дети же играли с четвероногими, и тем это нравилось. Как мне рассказали местные жители, их также прикармливают сердобольные жители частных домов.
А ещё в частном секторе предсказуемо закончился асфальт.
Станция Батарейная — очень необычное место. Это место не похоже на район города, пусть и отдалённый. Кажется, будто станционный посёлок находится сам по себе. Это чувствуется даже в разговорах местных жителей — чаще всего они ездят не «в центр», а «в город».