Реки Ангара, Иркут и Ушаковка ленточками вьются через весь Иркутск. Наш город богат на набережные, где так любят проводить время иркутяне. Цесовская более 100 лет была закрыта для простых горожан и сейчас, когда встал вопрос о её благоустройстве, разгораются споры о том, что же должно быть на этом месте? Элитное жильё? Сквер или парк? Или должна остаться промышленная зона?
В пятницу, 6 ноября, представитель инвестора, гендиректор ООО «Иркутск Девелопмент» и ООО «Прибайкалье» (входит En+ Group) Евгения Пуляевская рассказала о концепции застройки набережной. Проект, который разрабатывали знаменитый японский архитектор Кэнго Кума (Кэнго Кума - японский архитектор. Входит в ТОП-10 лучших архитекторов мира. Среди его известных проектов - музей искусств Сантоки в Токио, Великая бамбуковая стена в Пекине, художественный музей префектуры в Нагасаки и другие.) и гендиректор ООО «СТБ Проект» Андрей Белопольский, подразумевает строительство элитного жилья с общественными пространствами и «уникальным» благоустройством. Только иркутян такой расклад не устраивает.
С начала XX века на набережной находились чаеразвесочная фабрика и ТЭЦ-2. В июне 2019 года рабочие приступили к сносу здания бывшей чаеразвески, весной 2019-го — к разбору трубы ТЭЦ-2 (он был закончен в мае 2020-го). Ранее здесь, на участке площадью 6,8 гектара, планировали построить концертный зал пианиста Дениса Мацуева, но этой идеи отказались. Инвесторы и региональная власть посчитали, что для его возведения слишком маленькая площадь, и строительство такого большого объекта даст дополнительную транспортную нагрузку в центре города.
Планируется, что город должен совместно с инвесторами (с учётом мнения иркутян, разумеется) утвердить план застройки всей территории Цесовской набережной. Так как сама набережная находится в муниципальной собственности, а земельные участки вокруг неё — в частной.
Впервые о планах благоустройства набережной заговорили в 2016 году. Тогда состоялся архитектурный конкурс «Квартал XXI» века, но проект, который победил, так и не был реализован. Он предусматривал строительство 150 тысяч квадратных метров недвижимости, из них 90 тысяч - жилой, и концертного зала на 1,2 тысячи мест.
Новый конкурс состоялся осенью 2018 года. Летом 2020-го на депутатских слушаниях инвесторы предоставили проект благоустройства, который вызвал недовольство у горожан и общественников.
Активисты посчитали, что на набережной не место элитному жилью, и вообще необходимо провести опрос иркутян о том, что они хотят видеть на Цесовской набережной. Мэрия оценила затраты на него в 44 миллиона рублей, и дума отказала в его проведении, хотя общественники настаивали на том, что можно уложиться в 3-4 миллиона рублей. Тогда активисты создали петицию против строительства элитного жилья, которую подписали более 3 тысяч человек, и направили её президенту России Владимиру Путину.
Инвесторы решили через онлайн-презентацию концепции благоустройства Цесовской набережной показать иркутянам, что никто у них набережную не отбирал, а, наоборот, проект предполагает непросто застройку домами с дорогими квартирами, но и массу всего интересного.
Например, по задумке японского архитектора Кэнго Кума, все первые этажи будут полностью отданы под кафе, рестораны и места для отдыха. На территории также планируется обустроить прогулочные зоны, велодорожки, различные арт-пространства и, главное, открыть набережную для всех. Проектом предусмотрен переход от Вечного огня до самой Цесовской набережной, чтобы отделитель проезжую часть от зоны отдыха.
Пуляевская отметила, что основное опасение иркутян, - это установка шлагбаумов и огороженная территория. Но по словам разработчиков проекта, ничего подобного даже не рассматривалось. Малоэтажный жилой квартал будет полностью открыт для всех желающих. Кроме того, инвестор обещает восстановить Курбатовские бани, которые были снесены осенью 2018 года, и построить Дом приёмов.
Так как территория Цесовской набережной находится частично в собственности города, для её благоустройства необходимо сделать берегоукрепление Ангары. Мэрия Иркутска планирует только в 2021 году откорректировать проектно-сметную документацию по этому направлению. Поэтому несмотря на то, что на территории уже начались работы, говорить о сроках реализации проекта пока сложно.