Антон Павлович Чехов во время своего путешествия на Сахалин несколько дней пробыл в Иркутске. И так похвалил город, что иркутяне до сих пор не могут унять восторженную дрожь в руках и подавить лёгкий шум в голове. Наверно, это и мешает нам жить нор-маль-но.
Колонка впервые была опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 11 апреля.
Помните, что сказал писатель? «Иркутск превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы… Нет уродливых заборов, нелепых вывесок и пустырей с надписями о том, что нельзя останавливаться». Сейчас бы Антон Павлович припечатал нас какой-нибудь едкой остротой и поспешил покинуть город – подальше от его беспощадного бардака, всасывающего всё новые улицы. Но, слава богу, он жил давно. Поэтому мы можем радостно носиться со своей уходящей в прошлое «интеллигентностью».
А делать мы это умеем, кажется, круче всех. И лучше всего – с помощью памятников. Я не против этого - пожалуйста. Но иногда это делается странно и немного абсурдно.
Администрация Иркутска на днях рассказала о будущем благоустройстве сквера на улице Чехова, 3. За эту территорию горожане проголосовали в 2020 году. Во время работы над проектом решили, что простого сквера маловато – нужен памятник. А кому можно установить памятник на улице Чехова? Правильно – самому Чехову. Тут, правда, надо вспомнить, что одно из старых названий улицы – Колхозная. Ну чем не «высокая задумка авторов»? Шутку оценили.
Чехова, 3 – это рыжая пятиэтажка на три подъезда. Она стоит в глубине улицы, за гигантским зданием длиною в квартал. С улицы двор прикрывает деревянный дом Рязанцева 1880 года постройки - выявленный объект культурного наследия, вкатанный в асфальт. Ещё есть две парковки и две детских площадки. Ради сквера ни то, ни другое, как следует из проекта, не тронут.
Памятник Чехову будут втискивать между лавочек, стендов и «озеленения». Благо – он крошка.
А что, красивый мужчина. Правда, застыл в странной позе, и лицо никак не объясняет, что происходит с его шляпой. Он её снял, чтобы легче было восторгаться Иркутском? Чтобы поздороваться с людьми? Или просто поймал шляпу, которая слетела, «подъезжая к станции и глядя на природу»? Самое остроумное в скульптуре – ноги в перепутанных ботинках. И стоят они на кусочке мостовой - хоть здесь она останется.
Фигурка – не в сквер и даже не на полку – на шоколадный тортик. Но поставят там, где поставят. А тортики будут плакать.
Для сравнения хотите памятники писателю в соседних городах? Да даже если не хотите, я всё равно покажу - поступлю как те, кто любит причинять добро вопреки желаниям своих жертв и здравому смыслу.
Самое смешное и одновременно самое горькое в этой истории, что на другой стороне улицы, так же в глубине, видна кирпичная «спина» Амурского подворья, где как раз и останавливался Антон Чехов, когда был в Иркутске. Это длинная махина, стиснутая с двух сторон административными зданиями и взятая в глухой блок парковками. Она признана объектом культурного наследия ещё 40 лет назад. В 2015 году здание передавали в оперативное управление структуре Минобороны РФ. Но жизнь «Амурского подворья» это не поменяло. Более того, сейчас здание больше похоже на гниющие развалины посреди города. Кость в горле.
Чтобы изменить ситуацию, нужно ответить всего на три вопроса. Кто виноват? Собственник, потому что по законодательству только он должен заниматься вопросами реставрации. Что делать? Искать концы в воде. Где взять деньги? Тут глухо, потому что денег нет.
И региональный бюджет не выделит ни копейки. Даже чтобы обследовать увядающее здание. Потому что у него и так с деньгами плохо. Например, Тверская область может позволить себе выделять миллиард рублей на восстановление памятников, хотя утверждённый бюджет на 2021 год в два раза меньше, чем у Приангарья. При этом оба региона лидируют в своих федеральных округах по числу объектов культурного наследия. По данным правительства Иркутской области, в 2021 году на «мероприятия по сохранению» ОКН определено 135,5 миллиона рублей. Это в 1,5 раза больше, чем в 2020-м, но категорически мало, чтобы были тектонические сдвиги.
Мэрия Иркутска тут тоже не помощник - ни денег, ни рычагов давления.
Проще поставить бронзовую скульптуру, а проблемный памятник прикрыть уродливым профлистом. Спасибо и за это.