На минувшей неделе в Иркутске вновь вспомнили об опасном участке дороги на улице Седова возле музыкального театра. Иркутское отделение «Городских проектов» (некоммерческого фонда, созданного московскими блогерами Максимом Кацем и Ильёй Варламовым) предложило организовать пешеходный переход на месте, где в январе этого года троллейбус сбил 18-летнего парня. Кроме того, они предложили разделить полосы движения кустарником — чтобы у водителей не было возможности идти на обгон (привет иркутским маршрутчикам, которые частенько там занимаются такими вещами).
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий, который опубликован на «ИрСити» 18 апреля.
Как по мне, идея неплохая. Участок связан с двумя основными точками, где практически всегда есть люди, которым как раз нужно перемещаться между этими точками — троллейбусной остановкой на Седова по направлению к улице Ленина и «Модным кварталом».
За этим местом я наблюдал несколько лет, пока учился в университете. Перебегавших дорогу пешеходов видел почти каждый день. Иногда сам этим грешил. Мне кажется, сама логика этого участка предполагает, что там должен наземный пешеходный переход, потому что это самый короткий и быстрый способ добраться от одной ключевой точки до другой.
Противники перехода наверняка скажут: «Почему нужно потакать чужой лени и лепить новую «зебру», когда через Седова уже проброшен пешеходный мост?» Такое мнение может существовать (хотя лень иногда бывает двигателем прогресса, и вряд ли уж стоит к ней относиться так негативно). Но как быть людям с колясками? И инвалидам? Всем тем, кому в силу различных причин не хватает мобильности.
Пока у них два варианта: либо качать мускулы и тягать свои коляски и себя по лестнице (а со стороны остановки у музтеатра это очень неудобно), либо закладывать почти полукилометровые крюки в сторону Ленина или безумного перекрёстка Седова, Кожова и Советской. На Кожова, кстати, даже наличие пешеходного перехода не гарантирует, что вы не наткнётесь на какого-нибудь торопыгу-водителя, которому во чтобы то не стало нужно проехать бедному пешеходу по носкам или пяткам — иначе никак.
Увы, но у властей, кажется, эта идея поддержки не нашла. Их можно понять, ведь они, как и мы, пешеходы, такие же люди, которые тоже хотят идти по пути наименьшего сопротивления. Человек — такое существо, которое не любит напрягаться. Но все люди любят не напрягаться по-разному: кто-то, например, это делает, переходя дорогу в неположенном месте, а кто-то — запрещая первому это делать, но не пытаясь понять, почему человеку проще нырнуть в поток машин, чем воспользоваться пешеходным мостом.
Пока что, как пишут общественники, ГИБДД хочет ограничиться установкой отбойника между полосами и заборчиков на тротуарах. Но у меня есть вариант получше. Не надо ограничиваться металлическими заборчиками, можно просто построить огромную двухметровую железобетонную стену вдоль всей улицы Седова на тротуарах. Это будет самым радикальным решением проблемы, и тогда уж точно на дорогу в неположенном месте никогда и никогда не вылезет.