Кирпичный двухэтажный дом на пересечении бывших Якутской улицы и Малыгинского переулка (ныне – Рабочего Штаба и Николаева), доставшийся Иркутску в «наследство» от семьи евреев-мещан Борухсонов, соседствует с величественным комплексом давно уже не действующего ликёроводочного завода «Кедр». Когда-то здесь был мыловаренный завод, а вокруг него было много разных построек. Сейчас – только двухэтажное кирпичное здание. И необычная история бывших хозяев этого дома.
Портал «ИрСити» и руководитель Клуба молодых учёных «Альянс», историк Алексей Петров запустили совместный проект о деревянных домах «Исчезающий Иркутск» в октябре 2014 года. С тех пор рассказано более 100 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.
К концу XIX века в Иркутске было восемь мыловаренных заводов. Один из них принадлежал мещанину Иосифу Борухсону. Как выяснил Алексей Петров, кроме мыловарни, здесь были флигель, надворные постройки и кожевня. Сейчас нет ничего, кроме двухэтажки из кирпича. Рядом – возведённый уже в советские годы трёхэтажный дом и большая парковка за заброшенным ныне кинотеатром «Марат».
В документах службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области нет точного указания на то, когда на этом месте появился дом, даётся лишь приблизительный период – начало XX века. Однако мы пришли к выводу, что история мылзавода Борухсона началась раньше. В 1895 году в комплексе произошёл пожар, в результате которого сгорели практически все надворные постройки и конюшня, а вот сам кирпичный дом уцелел. Убыток от происшествия составил 700 рублей. Пожар возник из-за неосторожности, иркутские пожарные справились с ним за 2 часа.
Также здесь было несколько случаев воровства. Например, 3 января 1899 года из амбара при доме Борухсона украли продукцию на 300 рублей. По тем временам – большие деньги.
«Владельцем завода был Иосиф Борухсон. Ещё при жизни Борухсона (он умер в период с 1901-го по 1909 годы, точно установить не удалось) этот дом несколько раз пытались продать. В 1901 году его выставляли на продажу за 1163 рубля. Потом его закладывали какому-то банку. В 1912-м этот дом продавала уже некая Мария Григорьевна Борухсон. По всей видимости, это какая-то родственница Иосифа. История с продажей была долгой, и, вероятнее всего, когда-то его всё-таки продали», – предположил Петров.
Он также отметил, что Иосиф Борухсон активно участвовал в общественной жизни города. В частности, в 1898 году он пожертвовал 3 рубля на «устройство в Иркутске дома общества «Трудолюбие» для поселенцев, ищущих работу», в 1901-м – внёс 2 рубля на проведение благотворительного спектакля в пользу Российского общества спасания на водах.
Вторым представителем семьи Борухсонов был брат Иосифа, которого звали Евсей. История его жизни могла бы лечь в основу какого-нибудь криминального фильма, потому что Евсей Борухсон оказался тем ещё авантюристом. Так, в 1894 году его обвинили в краже 410 ящиков спичек. Он это сделал вместе со своими друзьями Иваном Бабиным и Файвишем Фурманом. Украденное они потом продали купцу Якову Штанбоку.
История умалчивает о том, последовало ли какое-нибудь наказание, зато известно, что уже в начале 1900-х годов Евсей отправился в Бодайбо. Жена Иосифа Борухсона получила право на разработку месторождения золота на Ленских приисках, а Евсей вновь угодил в криминальную историю.
«Евсей Борухсон там доактивничался до такой степени, что уже в советское время, в 1926 году, он был участником уголовного дела о растрате 26 тысяч рублей. Ещё одним участником процесса был некий Серкин, доверенный какого-то магазина, и они вместе с Борухсоном сделали огромную недостачу. При обыске у Серкина нашли записную книжку, в которой отмечалось, кому он давал деньги. В местных газетах вышло несколько статей с названием «Кто обкрадывает шахтёров?» – рассказал Алексей Петров.
Тем временем возвращаемся с севера Приангарья в Иркутск. В советские годы мылзавод на Рабочего Штаба перестал быть мылзаводом, в 1933-м там открыли парикмахерскую. Теперь это если не самая старая парикмахерская в городе, то уж точно – одна из самых. Сейчас зданием владеет муниципальное предприятие «Бытовик». Оно было учреждено в 1992 году, на сегодняшний день в состав «Бытовика» входят восемь парикмахерских, расположенных в разных районах города Иркутска.
Как рассказала и.о. директора МУПа Юлия Машукова, точка на Рабочего Штаба входит в число самых популярных. В то же время она посетовала, что здание нуждается в капитальном ремонте, а денег на это нет. Сейчас в доме закрыт выход на второй этаж, он находится в неудовлетворительном состоянии. На деревянном пристрое «красуется» надпись, запрещающая подходить близко к зданию.
«Мы содержим этот объект, его передали нам достаточно давно. Затраты на приведение его в надлежащее состояние растут год от года, требования к реконструкции объектов культурного наследия становятся всё сложнее, нужно больше денег», – рассказала Машукова.
По её словам, коронавирус сильно ударил как по муниципальным, так и по частным парикмахерским, люди боялись туда ходить, своего пика паника достигла во время второй волны осенью.
«Сейчас мы видим, что посетители потихоньку возвращаются. Рабочего Штаба – наша очень хорошая парикмахерская, там работают самые опытные мастера с мощной наработанной клиентурой. Несмотря на не очень хорошее состояние здания, эта точка очень популярна, там очень большой поток посетителей, особенно мужчин», – заключила она.