Учреждённое городской администрацией Агентство развития памятников Иркутска проспонсировало создание клипа музыканта Сергея Трофимова на песню «Народ». Его позиционируют одновременно и как подарок к 360-летию Иркутска, и как песню про город трудовой доблести. Чтобы два раза не вставать. А я понять не могу — причем здесь АРПИ, главная цель которого — восстановление и приспособление деревянных памятников архитектуры к современному использованию.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 3 октября.
На создание клипа агентство выделило 3,7 миллиона рублей. Договор заключили без торгов — через закупку у единственного поставщика, которым стал ИП Буркало, то есть продюсер клипа. Само «аудио-визуальное произведение к 360-летию Иркутска» (так его обозначают на сайте госзакупок) вышло открыточно-рекламным и как будто немножко притянутым к Иркутску за уши. То есть в нём в принципе можно снять любой другой город, главное, чтобы был — вокзал, завод и трамвай, который бы красиво ехал (можно заменить на автобус или троллейбус, на край — такси).
Как нам сообщили в пресс-службе мэрии, бюджетные деньги в клип не вкладывали, то, что дало на съёмки АРПИ — это собственные средства акционерного общества. Вот только агентство учреждено мэрией Иркутска, его уставной капитал — это муниципальная собственность, а главная цель работы — не съёмки рекламных материалов, а восстановление памятников деревянного зодчества в городе.
А точно клип — это эффективное вложение денег (муниципального) акционерного общества? Других вопросов, требующих миллионов рублей и чуть более связанных с восстановлением памятников, чем создание глянцевого видео, у АРПИ нет? Не знаю, участвует ли агентство в проекте «Фасадник», но, может, лучше туда было отдать эти деньги? Волонтёры этой акции гораздо больше делают для города, чем Трофим.
«Придумали проект тоже иркутяне. Идея принадлежит Роману Буркало. Ее поддержали администрация города и дума Иркутска», - пишет про клип Руслан Болотов в своём Facebook (запрещённая в России экстремистская организация).
Скажите же, почему поддержка администрацией и думой — это выделение денег через учреждённые муниципалитетом структуры? Ведь если депутаты и чиновники поддерживают иркутян, идею, клип, Трофима, то, может, им выделить деньги из собственных зарплат или бизнесов. Потом — гордиться результатом, на 100% делом собственных рук.
В конце концов непонятно, почему нельзя честно рассказать об участии АРПИ в съёмках клипа и выделении на него денег? Может быть, потому что неловко от того, что агентство, занимающееся восстановлением памятников, даёт деньги не по профилю своей работы, может быть, потому что надо было спрятать эти расходы. Или просто — совокупность факторов, одно следствие другого.
Или просто в мэрии думают: зачем им (нам) такое знать, пусть радуются простенькой песенке, лакированному видеоряду, красиво же, позитивный взгляд на жизнь, а про остальное — в том числе несданные в срок парки и скверы, обещанные к фантомному 360-летию Иркутска в сентябре, - мы промолчим.