Летом 2019 года вышедшая из берегов река Ия смыла практически треть города Тулуна. До конца этого года губернатор Игорь Кобзев обещает закрыть все вопросы по восстановлению муниципалитета после стихийного бедствия. Всё получится, но, судя по последнему отчёту контрольно-счётной палаты, мэрию и минЖКХ ещё долго будет плющить от прокурорских проверок и судебных разбирательств.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 10 октября.
На минувшей неделе на заседании комиссии по контрольной деятельности контрольно-счётная палата представила результаты проверки мероприятий по восстановлению электросетевого хозяйства. «Такого насыщенного нарушениями отчёта КСП я ещё не видел», - оценил работу аудиторов депутат Денис Шершнёв. Они выявили целую череду странных действий областной и муниципальной власти, из-за которых лично я на секунду задумалась об адекватности окружающего меня мира.
Например, за два года на объекты электросетевого хозяйства в Тулуне и Тулунском районе из областного бюджета было выделено 146,8 миллиона рублей, большую часть этой суммы израсходовали на техприсоединение. При этом все заявки передавались в одну организацию – Иркутскую электросетевую компанию — без учёта расположения объектов. Не принималось во внимание и то, что большинство сетей, которые пострадали во время наводнения, в Тулуне эксплуатировало областное «Облкоммунэнерго».
Конкретно на аварийно-восстановительные работы было выделено 28,4 миллиона рублей. КСП выявила, что фактически были построены новые объекты без проектной документации и разрешений на строительство. Новое имущество не введено в эксплуатацию и не поставлено на кадастровый учёт. А часть новых воздушных линий вообще протянули в границах зоны затопления без инженерной защиты. По одному из муниципальных контрактов имущество передано в безвозмездное пользование всё той же ИЭСК.
После этого депутатам заксобрания показалось, что «Облкоммунэнерго» просто «отодвигают» от всех работ, предоставляя преимущества частнику. Тогда резонный вопрос – зачем нам областное предприятие, которое фактически «проедает» заложенные на него деньги?
Глава минжкх Анатолий Никитин заверил, что никто никуда компанию не задвигал, наоборот, все техзадания на проектирование подготовили областные энергетики, при этом жалоб на работу электрооборудования, которое восстанавливало и «Облкоммунэнерго» в том числе, не поступало. Замминистра Сергей Малинкин тоже вступился за областную власть. Оказалось, что есть позиция федерального центра, а именно президента России, о том, что если областное предприятие не справляется с восстановлением сетей в зоне ЧС, тогда объекты должны быть переданы коммерческим структурам. Ну и всё.
Самая смешная история связана с какой-то зашкаливающей безалаберностью при хранении и использовании аварийно-технического запаса, которое выделило минЖКХ администрации Тулуна, а та в свою очередь распределила его по пяти организациям. До сих пор мэрия «не установила местонахождение» 34 железобетонных опор стоимостью 377 тысячи рублей. Кто их умыкнул, никто не знает. Заммэра Андрей Нижегородцев отрапортовал, что ответственный сотрудник оштрафован на 15 тысяч рублей. «А столбы-то нашли?» - поинтересовалась депутат Галина Кудрявцева. Ей ответили: нет, но уже направили обращение в правоохранительные органы.
Минут двадцать свои вопросы зачитывал и комментировал депутат Денис Шершнёв. Этого вполне могло и не произойти. Как рассказал парламентарий, он в пятницу хотел встретиться с главой минЖКХ Анатолием Никитиным, пришёл к назначенному времени, прождал полчаса и не дождался. «Хотел с вами обсудить, видит бог», - вздохнул парламентарий. «Лучше бы вы в пятницу встретились», - сыронизировал глава комиссии Тимур Сагдеев, когда прозвучал очередной вопрос министру.
«Идёт просто какая-то разнузданная вакханалия по пилению областных денег совместно минЖКХ и администрацией Тулуна. Идёт такой неконтролируемый бардак, что мы в одной своей комиссии даже не в состоянии до конца разобраться, обязательно нужно привлечение правоохранительных органов», - не выбирая формулировки, возмутился Шершнёв.
И Никитин, и Малинкин, хоть и вздыхали на каждую новую претензию парламентариев, но держали лицо и ловко уворачивались от ударов. Удивительнее всего их позиция: не было иного выхода. «Принимались быстрые решения, видимо, по-другому поступить было нельзя. И поэтому в процессе их реализации не могли не возникнуть определённые проблемы», - заметил министр. «ЧС, которая сформировалась в 2019 году, была абсолютно нестандартная и действительно требовала нестандартных решений по восстановлению инфраструктуры», - подчеркнул его заместитель.
Меня пугает такая схема работы областного правительства: сделать любой ценой (а после хоть трава не расти). Хотя я нисколько не умаляю заслуги региональных министерств, которым с лета 2019 года приходится работать в вечном аврале. Но неужели нельзя сделать всё по закону, чтобы ни одной лишней запятой, чтобы вся документация в порядке, чтобы каждое действие прописано и объяснено, а на каждую претензию готово заключение с перечислением принимаемых мер.
Я многого хочу, да? Да, я многого хочу. Я очень хочу идеальный мир вокруг себя. Особенно, когда речь идёт о чрезвычайной ситуации федерального масштаба, когда конкретное решение чиновников может изменить судьбу конкретного человека.
А ещё жутковато. Ведь если по одному только электросетевому хозяйству КСП нашла нарушения на 55 страниц, что тогда творится с остальным?
Аудиторы сетуют, что на восстановление этой сферы не предусматривается софинансирование из федерального бюджета (как сказали в минЖКХ, его и не будет, хотя потребность колоссальная – 1,2 миллиарда рублей). Может, и впрямь жаль, к федеральным деньгам было бы другое внимание, более бережное отношение (это в моём идеальном мире). А может, и, слава богу, что по электрике будем вариться только внутри нашего регионального котла – как будто бы легче договориться между собой, и как будто из Москвы меньше надают по шапке.
Но столбы уже не найдут, конечно.