«Люди набиваются в автобус по самое не хочу» - уезжаем во Второй Иркутск

Попасть в ПАЗик — та ещё задача. Повезёт не всем.

Недавно мы протестировали работу общественного транспорта в иркутском микрорайоне Ново-Ленино — одном из самых отдалённых, но при этом очень населённых районов Иркутска. Теперь настала очередь Второго Иркутска — ещё одного удалённого района города, который, как может показаться со стороны, живёт сам по себе.

Иркутск-II хоть и находится на окраине города, но это едва ли не самая стратегически важная точка столицы Приангарья. Именно здесь находится Иркутский авиационный завод, который обеспечивает работой более 12 тысяч иркутян и жителей ближайших городов. Второй — город в городе, который практически полностью способен обслуживать себя сам.

На авиазаводе работают жители всех районов города, но через микрорайон проходит всего девять маршрутов, из которых только четыре идут через центр Иркутска, а ещё три — в Ново-Ленино, с которым у Второго налажена тесная связь. Остальные маршруты обслуживают менее популярные направления — Боково, Жилкино и Юбилейный.

Какие автобусные маршруты работают во

Как и в прошлый раз при поездке в Ново-Ленино, мой эксперимент начался из центра города. «2ГИС» показал, что быстрее всего — за 38 минут — удастся доехать на автобусах №28 и №28р от остановки «Пролетарская», в народе больше известной, как «Сапожок» или «Сезон». К 16 часам людей на остановке немного. Буквально на подходе к остановке мимо меня проехал 28-й ПАЗик, в котором было много свободных мест.

А вот следующим был муниципальный №28р, и тут уже ожидаемо всё занято.

Пока делал фотографии в автобусе, ко мне обратилась женщина и спросила, с какой целью фотографирую всех подряд. Объяснил, что я журналист и собираю материал о работе автобусов Второго Иркутска. Она в ответ лишь вздохнула, а её соседка добавила: «Плохо работают». Спрашиваю, почему она так думает, но в ответ женщина лишь пожала плечами.

До «Бытовой» мы ехали не спеша — даже не знаю почему, ведь дорога была относительно свободной. На остановках была «умеренная ротация»: на двух-трёх вышедших приходилось столько же зашедших. Сидячих мест не было, но устроиться возле поручней можно без особых проблем.

По Джамбула и Иркутному мосту мы двигались не очень быстро, зато стоило выехать на Трактовую — и мы полетели. На мой взгляд, оборудовать выделенную полосу на этой улице было одним из лучших решений, которое когда-либо принималось в Иркутске относительно дорог. Со мной соглашались и попутчики в автобусах, и жители Второго, которым я задавал этот вопрос на остановках.

Тем временем наш автобус добрался до «Узловой», и после этого в нём начался переполох. Часть граждан спешно его покинула, но вместо них зашло в два или три раза больше людей. Стало ощутимо тесно, а я душе порадовался, что мы едем в хоть немножко комфортном МАЗе, где люди ещё могут «растечься» по салону. В ПАЗе уже была бы адская душегубка.

Автобус стал полностью забитым после «Узловой»

Автобус стал полностью забитым после «Узловой»

Поделиться

В тесноте (а кто-то — наверняка и в обиде за то, что ему не досталось сидячего места) мы таки добрались до Иркутска-II. На первых двух остановках вышло мало пассажиров, а вот на Жукова и Сибирских Партизан стало заметно свободнее. Это практически самый центр Второго, вокруг много магазинов, куда можно зайти после работы. До конечной остановки возле авиазавода доехало уже человек семь, включая меня. Могу предположить, что это обычная история, потому что во все мои предыдущие поездки в Иркутск-II ситуация была такой же.

Добрался я всего за 35 минут — даже быстрее, чем ожидал «2ГИС». К 17 часам возле авиазавода начинается движение — на Новаторов выстраиваются вереницы служебных автобусов, которые повезут заводчан в другие районы Иркутска и даже в другие города (сразу несколько машин ожидали отправления в Ангарск). А меня уже ждала журналист газеты «Иркутский авиастроитель» Алина Климова, которая согласилась поделиться своими впечатлениями от местного общественного транспорта.

Каждый день она ездит сюда из микрорайона Топкинский. Утром добирается на заводском автобусе, вечером — уже на городском транспорте. Чаще всего Алина пользуется 31-м маршрутом, потому что он объезжает Трактовую, Иркутный мост и центр города, которые вовсю стоят в пробках (хотя про Трактовую это уже неактуально с появлением выделенки). Затем выходит на Рабочего штаба и пересаживается на маршрутное такси №27. Дорога домой занимает примерно 40-50 минут.

По её словам, чаще всего автобус №31 не подводит и чётко по расписанию появляется на остановке «Переезд» в паре сотен метров от завода, но изредка происходят накладки — например, если автобус по дороге сломался или попал в пробку. Тогда всё-таки приходится уезжать через центр на маршрутах №28 или №28р, что сильно затягивает возвращение домой. Но зато они ездят относительно регулярно, так что долго ждать не приходится.

В 17 часов открылись проходные завода — и на улицу вышли тысячи людей. Поток разделился на несколько частей: кто-то пошёл на ближайшую автобусную остановку, кто-то — на стоянку служебных автобусов, кто-то — на парковку.

На остановке аншлаг, подъехавший 28-й, который был подзаполнен ещё до завода, забился за несколько секунд. Кто-то уезжал на «десятке» в Ново-Ленино, но всё же большинство людей ждали именно автобус до центра города.

Автобусы моментально заполняются

Автобусы моментально заполняются

Поделиться

«Сюда есть смысл идти, если ты уходишь с работы в числе первых. Попасть на автобус из толпы очень трудно, они сюда чаще всего уже приезжают заполненными», — замечает Алина.

Она предпочитает уезжать с другой остановки, которая называется «Переезд». Она чуть раньше, и там есть возможность не просто запрыгнуть в автобус, а даже найти сидячее место. Но нужно быть расторопным, потому что и там ожидающих очень много.

Остановка «Магазин» в конце улицы Новаторов

Остановка «Магазин» в конце улицы Новаторов

Поделиться

Самый верный вариант — дойти до остановки возле гаражей. Это больше километра вверх по улице Новаторов от проходных авиазавода. Зимой это не самый комфортный путь — холодно, темнеет рано, тротуары скользкие, а особый «шарм» всему этому придаёт чад от печного отопления. Зато есть возможность поразглядывать архитектуру Второго. Я в восторге от этого микрорайона.

Мы шли не спеша и считали проходящие мимо автобусы до центра. Они в целом выдерживали пятиминутные интервалы, что очень радовало. Со временем ажиотаж вокруг сошёл на нет, люди разошлись кто куда, и на Новаторов вновь стало тихо. Примерно к половине шестого вечера мы подошли к остановке, немного подождали, и к нам приехал автобус №28р — муниципальный, тот самый, на котором я сюда и приехал. В салоне было пять человек.

Мы дождались муниципального автобуса, в котором было мало пассажиров

Мы дождались муниципального автобуса, в котором было мало пассажиров

Поделиться

На заводе пассажиры заняли все сидячие места — и только. Алина тем временем рассказала, что в том числе из-за общественного транспорта она поменяла свой график. Раньше её рабочий день начинался в 8 утра. К этому времени ей нужно было добраться до завода с пересадкой в центре города. Попасть на 31-й утром довольно сложно - редко ходит, а 28-е, как правило, заполнены до отказа.

Но затем она изменила начало рабочего дня — с 8.00 на 7.30 — и сократила на полчаса обеденный перерыв. Теперь её рабочий день заканчивается не в 17 часов, как у большинства заводчан, а на час раньше. Как раз к этому времени из Второго Иркутска стартует 31-й автобус, который нужен Алине.

Остановка возле авиазавода

Остановка возле авиазавода

Поделиться

Потихоньку мы выбрались из Иркутска-II на Трактовую — и со свистом понеслись уже в центр города. В душе было немного приятно, когда мы с ветерком проезжали мимо стоящих в пробке автомобилистов. Но счастье закончилось, как только мы добрались до Иркутного моста. Дальше мы встали в общий затор и торчали в нём чуть ли не до самого центра города. В этом смысле за месяц ничего не поменялось и не могло поменяться — дорога из Ленинского округа в вечернее время по-прежнему отнимает много сил и энергии.

Своими впечатлениями от работы автобусов в Иркутске-II со мной поделились и местные жители. Иркутянин Александр Гаврилов вынужден пользоваться городским транспортом каждый день, и его работу он оценивает на уровне «ниже среднего».

«Вечером очень сложно уехать из центра. Автобусов мало, они всегда набиты битком. На моей памяти было два «забавных» случая. Один раз ПАЗик просто не завёлся, когда там было очень много народа. Ещё один раз пассажиры выломали двери, когда пытались забраться. Однажды я сам выпал из автобуса, потому что там было очень много людей», — рассказал он.

Чтобы уехать домой, автобус приходится брать штурмом

Чтобы уехать домой, автобус приходится брать штурмом

Поделиться

По его мнению, основная претензия к частникам заключается в их нерегулярности. На маршруты выходят мало машин, которые ездят по какому-то непонятному графику. Муниципальных автобусов не сильно больше, но они хотя бы часто соблюдают расписание.

Александр отметил, что жить стало чуточку легче после завершения ремонта на Трактовой и половины путепровода. Хотя ему было чем заняться в пробках.

«Пока шли ремонты, можно было в центр и обратно ехать до полутора часов. Хотя в пробках раньше стоять было весело — я за это время посмотрел всю «Игру в кальмара», — со смехом рассказал он.

А иркутянка Алёна Кашпарова, вдоволь накатавшись из Иркутска-II в центр на автобусах, несколько лет назад пересела на личный автомобиль, хотя она всегда была убеждённым сторонником общественного транспорта. Она с удовольствием бы пользовалась им даже сейчас, если бы автобусы стали ходить чаще (особенно вечером) и были бы более комфортными.

«Тот факт, что техники, на маршруте мало, и ходит она нечасто, цепляет другую проблему: в автобус люди набиваются просто по самое не хочу. Порой даже держаться за поручни не надо, тебя другие пассажиры своими телами удерживают. Это, извините, такое нарушение личных границ и унижение человеческого достоинства, что просто невозможно... Плюс, если автобус попадает в пробку, это становится невыносимой ситуацией. Везунчики те, кто едут сидя», — посетовала иркутянка.

При этом Алёна отметила, что далеко не всегда с общественным транспортом во Втором Иркутске было «всё плохо». По её ощущениям что-то случилось около 7 лет назад. Сейчас она вновь вынуждена пользоваться автобусами, и, как ей кажется, в лучшую сторону ничего не изменилось.

«Я пользуюсь общественным транспортом раз в неделю по воскресеньям в середине дня. Казалось бы, никаких проблем не должно быть. Но опять же, как правило, это переполненные автобусы и не то чтобы регулярное их движение. То есть, уехать-то ты уедешь, но опять надо ждать. Конечно, мне это не нравится. Я хочу, чтобы для меня городской транспорт был комфортным, а это в первую очередь связанно именно с частотой движения», — рассказала она.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter