Иркутский микрорайон Первомайский смотрится выигрышно на фоне других районов города, где мы уже успели проверить работу общественного транспорта. Там есть и автобусы, и маршрутки, и троллейбусы, с помощью которых можно уехать если не куда угодно, то почти. Но и здесь есть проблемы, которые характерны для всего остального городского транспорта.
Через микрорайон проходит девять маршрутов, большинство из которых связывает Первомайский с центром Иркутска (в основном, через Центральный рынок). Есть и периферийные, например, №54 «7-й микрорайон Ново-Ленино — Первомайский» или №441 «Луговое — Первомайский». Уехать в центр можно через оба моста и плотину.
Моё путешествие в очередной раз началось на Центральном рынке. Добираться в Первомайский я решил на автобусе №22. Этот маршрут обслуживается частным перевозчиком — компанией «Автомобилист». На табличке с номером маршрута на остановке указано, что интервал движения автобусов — 4-5 минут.
Генеральным директором компании-перевозчика «Автомобилист» является Анатолий Михайлов, он же — единственный учредитель организации. Согласно реестру муниципальных перевозок, «Автомобилист» не обслуживает другие маршруты, кроме этого. Согласно реестру муниципальных маршрутов на сайте администрации Иркутска, «Автомобилист» выставляет на рейс до 15 транспортных средств (десять автобусов и пять маршруток).
Я пришёл на остановку в 16.50, как раз перед этим уехал автобус. Следующего пришлось ждать на 4-5 минут, а все 10. Люди же пока подходили на остановку и вставали в очередь. Мне это напомнило мои студенческие годы — в точно таких же очередях на маршрутку я стоял несколько лет, когда жил в Университетском. Душа наполнилась светлой грустью по тому времени.
Пришедшим автобусом оказался серый большой «кореец». Его внешний вид оказался примерно таким же, как у его коллег-восьмидесяток, но внутри всё оказалось не так уж и плохо. Относительно чистый салон, мягкие сидения, есть табло с указанием времени и остановками. Грязные стёкла — обычный атрибут большинства иркутских автобусов. Большинство сидячих мест было занято ещё до рынка, поэтому здесь многим людям уже пришлось стоять.
Ещё больше пассажиров стало на Тимирязева и остановках по 3-го Июля, при этом большинство из них покинуло автобус на Нижнем Университетском и ботаническом саду — уже на заезде в Первомайский.
Очень быстро мы добрались до конечной остановки, от выезда до конца маршрута прошло всего 27 минут. Вероятно, это везение, что к концу рабочего дня не возникла пробка в районе Академического моста.
На этой же остановке завершается маршрут и других рейсов, например, №7, 45 и 67. Последний мог бы меня выручить и увезти домой в Топкинский, но он уехал буквально сразу, как только я сошёл с автобуса. Ждать следующего было бессмысленно, у муниципальных автобусов (а №67 обслуживается «Иркутскавтотрансом») на длинных маршрутах во второй половине дня часто наблюдается проблемы с соблюдением расписания из-за пробок.
На остановке своя атмосфера. Такса, которую привязали перед магазином, решила побегать и сорвала с места урну, разбросав весь мусор. Хозяйка собаки потом вернула урну на место, но мусор собирать не стала.
Решил прогуляться до конечной маршрута №74. Он любим местными жителями тем, что он относительно стабилен и ходит даже по вечерам. Меня в студенческие годы этот автобус спасал не раз. А ещё там до сих пор стоимость проезда ограничена 20 рублями, что тоже очень приятно. Остановка находится за школой №6, найти её очень легко — рядом стоит высокая кирпичная башня (вероятно, водонапорная). На месте большое пространство для разворота автобусов и универсам, куда можно забежать после работы и что-нибудь прикупить.
По словам местных жителей, интервал движения №74 составляет от 20 до 40 минут. Многие, с кем довелось разговаривать, называют этот автобусный маршрут наиболее предпочтительным среди всех, которые работают в Первомайском. Причём больше всего хвалили старые автобусы, потому что в них больше мест, хотя для пенсионеров, например, они менее удобны, потому что там высокий порог.
Автобус долго ждать не пришлось, он приехал в 17.50, а уже через 15 минут — выехал на маршрут. На конечной остановке кроме меня сел только один мужчина.
В автобусе тепло, но не очень комфортно из-за грязных полов, поручней и убитых сидений. Кроме того, конкретно в этом автобусе не работала система голосовых объявлений остановок. В других она работает, и это выделяет 74-й маршрут в положительную сторону от многих других.
Больше всего людей в автобус загрузилось на ботаническом саду, в Университетском и Студгородке. Этот маршрут популярен среди студентов, которым нужно добраться до университета или до общежитий.
Несмотря на крюк в дороге (№74 выезжает на улицу Лермонтова, предварительно заезжая в Университетский, а не обходит его по объездной дороге, как №22), добрались до центра мы достаточно быстро для вечера буднего дня — всего за 40 минут.
Первомайский можно считать отдалённым микрорайоном лишь условно. В центр можно уехать по трём основным магистралям, связывающим оба берега. Кроме автобусов и маршруток есть ещё и троллейбусы, которые ходят интервалом 10-15 минут. Было бы здорово, если бы маршрутки по некоторым направлениям заменили на автобусы, это позволило бы местным жителям добираться до центра в более комфортных условиях. Утром они забиваются уже на конечной остановке. Но в целом местным жителям повезло даже больше, чем людям из Юбилейного, и тем более — чем жителям районов Ленинского округа.