Женщина на маленьком Nissan Note осторожно крадется по землистой и пыльной дороге, чтобы не провалиться колесом в яму и не сесть на гребень. Высота отдельных — выше колена.
— Недели две назад по дороге прошел грейдер, и она немножко выровнялась, — замечает Елена, когда нас слегка подбрасывает в машине.
Десять лет назад семья Елены Воробьевой купила участок в лесистом поселке Николов Посад, под Иркутском. Три с половиной года назад они смогли переехать в свой собственный дом. Она рассказывает, что на сегодня в поселке насчитывается более 300 домовладений, и это не предел — Николов Посад расстраивается, расширяется с каждым годом. Но дороги — хорошей, асфальтированной — сюда нет. Общественного транспорта — тоже. И людям приходится постоянно ремонтировать свои автомобили или, рискуя угодить под колеса, ходить прямо по проезжей части, чтобы добраться до города.
Попасть в Николов Посад можно разными путями, ближе всего — из Первомайского. Из города поднимается дорога к улице Березовой, тянущейся мимо Сергиева Посада и Ново-Иркутского и уходящей прямо в Николов Посад.
Асфальт есть до границы Иркутска с Марковским муниципальным образованием, потом 800 метров буераков. Этот участок сложно назвать дорогой, и ремонтировать его не спешат. Зато года полтора тому назад повесили предупреждающий знак.
Через несколько дней после нашей встречи был дождь, и земля раскисла. Не справившись с ямами и гребнями, прямо посреди дороги сломался кран-борт.
Гонять тут нельзя, да и не получится. Даже внедорожники убивают подвеску. Татьяна Трофимова тоже живет в Николове Посаде уже четыре года. Сегодня она с особенным экспертом — с малышом. Вдвоем им часто приходится ходить пешком до Первомайского, потому что машина — УАЗ Патриот — после пробежки по буеракам в очередной раз встала на ремонт.
Пешеходов много. Среди них не только взрослые, но и школьники, которые ходят во 2-ю гимназию или 35-ю школу. Отдельных дорожек, тротуаров, да даже обочины нет. Поэтому пыль и камни нередко летят в людей.
«Такси не любят к нам ездить. Даже отказываются от заявки, когда узнают куда везти пассажира»
— И даже если ты с ребенком. То же самое. Приезжает такси, и водитель говорит: «У вас там плохая дорога, вы нас простите, мы вам сейчас деньги вернем за вызов. Но я туда не поеду, мне машину жалко», — подтверждает Татьяна.
— А как выходите из ситуации?
— Пешочком. От конечки Первомайского по дворам — где-то чуть больше двух километров, от Ботанического сада — четыре, — прикидывает расстояние Татьяна.
— У меня дочь ходит пешком до торгового центра «Снегирь» в Университетском — тоже порядка двух километров, — добавляет Елена. — Но тут даже вопрос не в расстоянии, а в том, как пройти эти два километра. По асфальту — нормально. А если есть тротуары — вообще красота. А здесь, у нас… Весной-осенью — грязь, зимой — наледь, скользко. А летом — пыль столбом. И пешеходы даже не снимают маски, потому что дышать нечем.
Раньше на развилке улиц Березовой и Тенистой стояла остановка. И, как говорят старожилы, ходил даже автобус № 411. Но теперь его нет.
— Мы уже четвертый год здесь живем и уже никакого транспорта не застали, хотя знак остановки сохранился, — подчеркивает Татьяна. — Как нам объяснили, автобус убрали, потому что он был нерентабельным, людей ездит мало, и то, что водитель получает, не покрывает расходы на ремонт.
«У моего мужа ботинки истоптались до дыр, он камни в них собирает»
Рядом с предполагаемой остановкой — отсыпанная территория. Женщины уверяют, что раньше здесь было крупное болото, которое тянулось аж от Первомайского. Но во время строительства жилого комплекса «Стрижи» сюда начали свозить землю, отсыпать территорию.
— Мы не эксперты, но после этой отсыпки и начались серьезные проблемы с дорогой, потому что появились эти гребни. Раньше дорога просто была неровная, но таких гребней посередине не было, — замечает Елена.
В 2021 году по обращению местных жителей проверку начала природоохранная прокуратура, но о результатах пока ничего неизвестно.
По ее словам, несмотря на кочки и ямы, иркутяне часто использую эту дорогу, чтобы объехать пробки в час пик и сразу попасть в Академгородок.
Местные жители писали обращения на прямую линию Владимира Путина, в telegram-канал губернатора Игоря Кобзева и в администрацию Маркова. Власти ответили, что в 2023 году планируется капитально отремонтировать участок улицы Магистральной — так в кабинетах называют улицу Березовую. Но проекта никто не видел. Два года назад Татьяна лично подходила к главе региона, но после этого никаких решительных действий не последовало.
После нескольких жалоб администрация Марковского МО пообещала до 30 июня отсыпать гравием вспученные дороги. Но почему-то не на участке на улице Березовой. Порталу «ИрСити» на момент публикации не удалось получить комментарий администрации или ее главы Татьяны Макаревич.
Зато всех несколько раз предупредили о ремонте Подгорного проезда, который идет от улицы Фаворского в микрорайон Березовый, и строительстве в 2023 году дороги по улице Окружной.
— А ремонт этих несчастных 800 метров очень нужен. На этом участке даже света нет, и ты так же ходишь по дороге зимой. Дорогу освещают только фары машин. Водители ругаются: «Что же вы так по дороге-то ходите?». Поэтому я сделала светоотражающую полоску, — показывает Татьяна свой рюкзак.
Этот 800-метровый участок — не единственная головная боль жителей разрастающегося Николова Посада. Внутрипоселковые улицы тоже требует ремонта. В одном месте дорога берет вверх, и этот уклон зимой и в межсезонье превращается в опасную горку.
— Мы делали заявку на расчистку и отсыпку, но никто не приехал. И вот однажды вечером ехал грузовик, его понесло прямо в дерево, водителя госпитализировали. И в тот же вечер вдруг нашлась машина, которая посыпала горку, — рассказала Елена.
Аналогичный случай произошел с водовозкой, которая снесла легковушку.
Это зимой. А летом в загородных домах невозможно дышать из-за пыли. И местная администрация не принимает мер по обеспыливанию. Местным приходится скидываться и самостоятельно закупать реагенты, чтобы посыпать дорогу. Один мешок стоит 6 тысяч рублей. Гравий тоже приходится закупать за свой счет — в прошлом году машина обходилась в 13 тысяч рублей, сейчас — и того дороже.
Елена подчеркнула, что Николов Посад очень привлекает предпринимателей для постройки дешевого жилья — в итоге существующие дороги, которые жители поселка создавали для себя, разбиваются, а новые прокладываются, чтобы создать видимость благоустройства к началу продаж.
Получается, что до поселка никому нет дела. Ни региону, ни муниципалитету. Но уезжать женщины не планируют. Смеются, что уже не отстанут и добьются ремонта дорог.
— Все-таки свой дом — это свой дом. После девяти часов вечера шум стихает, пыль оседает, воздух становится чище. А утром я хожу с ребенком гулять — птицы поют, заливаются, — улыбается Татьяна.
— Переезжать не планирую. Мы жили в квартире в Ново-Ленино. И когда она новая, вроде ничего, а потом появилось много соседей, они курят, сверху молодежь — вечные тусовки. В своем доме лучше. У меня здесь есть моя художественная мастерская, куда я ее повезу? — спрашивает Елена.
— А весной, знаете, как красиво? — продолжает женщина. — Всё расцветает. Сначала багульник, потом подснежники, потом жарки.
— И зелень такая яркая и сочная, — подхватывает Татьяна. — А потом — лето, пыль и серая трава...