Канатный парк на острове Юность открылся летом 2017 года и стал одним из любимых мест для активного отдыха у иркутян. Каждое лето там был ажиотаж среди детей и подростков, любителей-экстремалов и профессиональных альпинистов, но в нынешнем сезоне парк не открылся. Зато там появилось объявление, в котором говорится, что руководству «отказывают в законном праве иметь статус "спортивной площадки"». Мы разобрались в том, что произошло.
— Я думала, что делаю хорошее дело, так как для меня это увлечение. Почему я не могу поделиться им с другими людьми? Я заработала только на последнем, пятом, году работы — для меня это было долгосрочное вложение с учетом того, что я в этом понимаю все и не ставила на первое место зарабатывание денег, — рассказывает учредитель канатного парка Екатерина Чеснокова.
Она создала его в 2017 году. Работу в парке нашли ребята-спортсмены, которые ежегодно проходят инструктаж и обучение. По её словам, здесь бесплатно занимаются спортивные секции и клубы, проходят подготовку сотрудники МЧС.
Объект должен был начать принимать первых посетителей уже с середины апреля по выходным, а после 25 мая — ежедневно в хорошую погоду. Но в этом году работать так и не начал — администрация заявила о претензиях к собственнику парка, связанных с назначением земельного участка под ним.
По мнению администрации, канатный парк — это аттракцион, для размещения которого нужно проводить аукцион. По мнению Чесноковой, это спортивная площадка, размещение которой не требует никаких конкурсных процедур.
— Отметим, что канатный (веревочный) парк не является объектом спорта, а относится к комплексам аттракционов, которые находятся на высоте более двух-трех метров над землей. К данным комплексам предъявляются повышенные требования к безопасности, необходимо наличие страховочной системы каждого посетителя и работника парка. Такие виды услуг относятся к сезонным аттракционам и подразумевают оказание платных услуг. Для их деятельности необходимо получение муниципальной услуги по виду «сезонные аттракционы», — сообщили ИА «ИрСити» в пресс-службе администрации Иркутска.
Девушка отмечает, что с 2017 года она трижды заключала договоры с мэрией на пользование землей (последний истек в ноябре 2021-го), по документам участок предназначался для размещения спортивной площадки.
Почему мэрия изменила назначение земельного участка, на котором расположен канатный парк? В администрации пояснили, что это сделали с целью привести в порядок ситуацию с использованием муниципальной земли, с которой арендатор получает коммерческую прибыль. В мэрии считают, что это логичное требование — ведь детские спортивные площадки должны быть бесплатными, а собственник парка за свои услуги брал деньги.
— Чтобы канатный парк работал в правовом поле, мы должны провести аукцион на установку канатного парка, она должна в нем принять участие, победить и платить аренду. После этого она сможет там работать, получать прибыль и платить налоги, — сообщили в мэрии.
На вопрос о том, почему на коммерческий характер деятельности канатного парка обратили только через пять лет после его открытия, в администрации пояснили, что «тогда была другая власть, другие руководители».
— Когда Руслан Николаевич (Болотов, мэр Иркутска — прим. ред.) пришел, он сказал навести порядок, чтобы все предприниматели работали законно. Эта работа небыстрая, она ведется постепенно. В 2021-м добрались до Юности, начали все проверять, чтобы все отвечали всем требованиям, начали уведомлять, что у Чесноковой немножко не то, — добавили в пресс-службе мэрии.
А вот Чеснокова изменения взглядов на свою работу со стороны мэрии считает нелогичными. Например, она ссылается на Российскую ассоциацию парков и производителей аттракционов, в которой ей сообщили, что канатные и веревочные парки не попадают под действие технического регламента ЕАЭС «О безопасности аттракционов» и не подлежат обязательной регистрации.
Предпринимательница уверена, что договоры с ней в прошлые годы заключались на законных основаниях. Это происходило в заявительном порядке, ни о каких торгах до сегодняшнего дня речи не шло. Она отмечает, что в основе соглашений с КУМИ лежало постановление правительства РФ № 1300, в котором утвержден перечень объектов, которые можно размещать на муниципальных и государственных землях без проведения аукционов. В их число входят также детские и спортивные площадки.
— 9 июня я встречалась с начальником КУМИ Сергеем Кладовым, его позиция очень проста: докажите, что вы спортивная площадка. Но меня называют аттракционом голословно, так как не ссылаются ни на один закон. Я обратилась к одному из участников технического комитета по написанию стандартизации аттракционов (такой существует при Росстандарте — прим.ред.), который дал мне письменный ответ, что канатные и веревочные парки не попадают под действие их технического регламента, — говорит Чеснокова.
В мэрии же подчеркнули, что организаторам канатного парка отправили разъяснения, в которых указали, что КУМИ не может выдать разрешение на использование земельного участка для размещения «спортивной и детской площадки» там, где законодательством не установлено требование по проведению аукциона, поскольку это будет нарушать требования законодательства.
— Комитетом по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска будет объявлен аукцион в соответствии с требованиями законодательства. Участвовать в нем могут все заинтересованные лица, — отметили в городской администрации.
По данным мэрии, организаторы парка также захватили лишнюю землю: под размещение объекта был выдан участок на 350 «квадратов», но «комплекс аттракционов в виде канатного парка был размещен на смежной территории».
По словам Чесноковой, общая площадь парка по договору — 380 квадратных метров по проекции от столба до столба (всего — по 56 точкам). Столбы с веревками расположены «змейкой», между ними свободное пространство, по которому люди могут ходить без каких-либо проблем. До недавнего времени никаких вопросов к расположению парка не было, но в последнем договоре специалисты КУМИ нарисовали другую схему — не проекцию по точкам, а пятиугольник с той же площадью. Сейчас в мэрии считают, что парк захватил более 2 тысяч «квадратов».
— В 2021 году прокуратура известила нас о проверке, замерили территорию, выписали предписание о демонтаже парка с формулировкой «незаконное размещение». Сейчас меня обвиняют в самозахвате территории, пугают выставлением недополученной денежной суммы за весь земельный участок и за весь период, — рассказывает Чеснокова.
По ее словам, сотрудники отдела землепользования КУМИ должны были выехать на место, перепроверить подаваемые собственником сведения о площади парка по 56 ключевым точкам, но не сделали этого.
— Они просто поставили пятиугольник в договоре. Была письменная переписка с КУМИ, где я задавала вопрос: «Почему так странно по месторасположению?» На это мне ответили: «Либо так, либо никак». Я согласилась подписать этот договор, так как выбора у меня не было, парк уже был построен и работал два года, — отмечает Чеснокова.
Девушка сетует, что она не ожидала никаких подвохов со стороны мэрии, поскольку рассчитывала, что имеет дело «с серьезным партнером», и настаивает, что администрация не отстаивает интересы бизнесменов, которые хотят развивать активный отдых в Иркутске. Чеснокова заявляет, что содержание канатного парка «затратно, невыгодно и, как оказалось, ненадёжно».
По ее словам, в конце мая она попыталась записаться на встречу с мэром Русланом Болотовым, но ей не удалось этого сделать. Дескать, ответ один: «Ждите, мы вам перезвоним».
Сейчас — как и всегда — парк находится без охраны. По словам девушки, периодически бывают случаи вандализма — неизвестные режут страховочные тросы и портят имущество. На веревочные платформы можно залезть и без инструкторов, но Чеснокова замечает, что те, кому дорога голова, этого делать не будут.
— Бумага о демонтаже парка у меня есть, но я борюсь сейчас за его сохранение. Кому будет легче от того, что парк демонтируют? Посетителям? Я получаю в среднем 50 звонков в день, мне все сопереживают и надеются, что парк откроется, — заключила Екатерина Чеснокова.