IRCITY
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Иркутске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -2

0 м/c,

709мм 69%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Город Недвижимость Общество «Здесь вся моя жизнь»: учительница из Иркутска борется с застройщиком, который расселяет аварийные дома на Мухиной

«Здесь вся моя жизнь»: учительница из Иркутска борется с застройщиком, который расселяет аварийные дома на Мухиной

Компания «Союз» предлагает два варианта: компенсация в 2,5 миллиона или жилье на окраине Ново-Ленино

Ольга Сигаева у подъезда своего дома на Мухиной, 20

Ольга Сигаева живет недалеко от залива Якоби всю свою жизнь. Здесь она родилась и выросла, здесь ходила в школу № 64, а затем пришла в нее работать учителем начальных классов. В этом районе живут ее пожилые родители, ее сын и дочь. Весь привычный уклад жизни выстроен вокруг этого места, здесь ее дом во всех смыслах этого слова. Но теперь Ольга вынуждена отсюда съехать и начать всё с чистого листа, потому что дома признали аварийными, а территорию передали застройщику под расселение.

Мы встречаемся с Ольгой прямо у нее дома. Квартира, как и сама хозяйка, приятная, ухоженная, светлая. Здесь нет дорогого и помпезного ремонта, но чувствуется, что абсолютно всё сделано с большой нежностью и любовью. Каждый предмет, каждый элемент декора подобран так, чтобы в доме было тепло и уютно.

Квартира Ольги Сигаевой
Всё в квартире продумано до мелочей
Внутри нет ни единого намека на то, что дом признан аварийным
В квартире, наоборот, чувствуются тепло и уют

Это контрастирует с внешним обликом дома — его время не пощадило. Фасад явно давно не ремонтировали, поэтому он то тут, то там сверкает косточками своей деревянной облицовки. Краска на стенах дома тоже «пошла пятнами», а с крыши свисают гроздья сосулек. Очевидно, что ему не хватает хозяйской руки.

Несмотря на это, Ольга и другие жители этого дома любят его. А еще любят свой район, потому что он считается одним из лучших для жизни. По оценке специалистов по недвижимости, он входит в пятерку самых привлекательных и уступает Октябрьскому району только из-за расстояния до центра города. Иркутяне ценят это место за близость к природе, более чистый воздух и шикарные виды на город.

Средняя стоимость квадратного метра в новостройках Свердловского района в 2022 году составила более 120,5 тысячи рублей, а на вторичном рынке — более 105 тысяч рублей за квадрат. Данные приводит портал «Недвижимость. Байкальский регион». При этом цена квадратного метра в районе залива Якоби еще выше, чем в среднем по району — около 140 тысяч рублей за квадрат.

Прямо напротив дома Ольги Сигаевой построен новый детский сад

Неудивительно, что для застройщиков эти земли всегда представляли особый интерес. В 2015 году дума Иркутска одобрила проект развития застроенной территории (РЗТ) в границах улиц Аносова, Якоби, Мухиной и Театральная. Стоящие здесь дома признали аварийными и определили под расселение, а землю поделили между несколькими строительными компаниями.

А прямо через дорогу от аварийного дома высятся новостройки

О том, что дом № 20 на улице Мухиной тоже попал в список аварийных, Ольга Сигаева узнала чисто случайно от жильцов соседних домов. Никаких официальных уведомлений ей не приходило.

— Про расселение говорили давно, но это были просто слухи. Сначала была информация, что нас включат в программу переселения из ветхого жилья, потом, вроде, мы должны были попасть в программу расширения дороги. В итоге мы попали под договор РЗТ. Да, слухи ходили давно, но многие годы никакого движения не было. Примерно в 2019–2020 годах соседние дома начали «обрабатывать», поэтому информация дошла и до нас. При этом официальных бумаг лично я не получала, — рассказывает Ольга.

Как говорит сама иркутянка, несколько лет она и ее соседи жили в неведении и не подозревали, что их дом уже внесли в список аварийного жилья. При этом, кроме обветшавшего фасада, ничего более не выдает в доме его возраст.

За фасадом дома явно давно перестали ухаживать

— Эти дома строились, когда возводили Плотину ГЭС, то есть где-то в 50-е годы XX века. Моя семья здесь живет с 1989 года. Мама у меня работала в домоуправлении всю жизнь, вот ей и дали эту квартиру. И знаете, наш дом еще лет 20, не меньше простоит, я уверена. Если бы его еще содержали в должном виде, то и фасад бы не был таким, — продолжает Ольга.

Она говорит, что управляющая компания — «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» — эти дома толком и не обслуживает. Несколько лет назад покрасили подъезд, а больше никаких работ и не было.

Дом обслуживает управляющая компания «ВУЖКС»

— Я даже сама ездила в «Восточку», подавала заявление на перерасчет. Так и сказала им: «Раз уж вы ничего для дома не делаете, верните деньги!» Но так ничего и не добилась. За все 30 с лишним лет, что мы здесь живем, ничего не меняется, только фасад продолжает обваливаться, — возмущается собеседница.

Внутри дома также нет ни единого намека на то, что он доживает свой век. Ольга говорит, что проблем с электричеством, водоснабжением или отоплением практически не бывает, всё в обычном режиме. Зимой в комнатах тепло, летом, наоборот, — прохладно. Живи и радуйся. Вот только скоро Сигаевой придется покинуть свою уютную и обжитую квартиру и найти какое-то другое жилье. Но какое?

Подъезд в доме выглядит хоть и стареньким, но точно не аварийным

— В середине ноября 2022 года на меня впервые вышел застройщик, компания «Союз», и пригласил приехать к ним в офис побеседовать. Это был первый опыт нашего взаимодействия. У них в офисе я узнала, что всем жильцам посылали соглашения по расселению, но лично мне до этого никакие бумаги не приходили. Там, на месте, мне предложили два варианта: компенсацию в размере 2 миллиона 521 тысяча рублей за мою квартиру площадью 44 квадрата либо квартира в черновом варианте в комплексе от этого же застройщика — в ЖК «Мега» на самой окраине Ново-Ленино, — делится Ольга.

Иркутянка говорит, что оба этих предложения даже вариантами не назовешь. Сумма компенсации чудовищно мала: с ценами на иркутском рынке недвижимости за 2,5 миллиона можно купить лишь клетушку где-нибудь в отдаленном районе. А квартира в Ново-Ленино хоть и больше по площади, чем та, что есть у Ольги Сигаевой сейчас, но она непригодна для жилья, так как там нет даже полов. В ремонт потребуется вложить не меньше миллиона, чтобы привести всё в порядок. Таких денег у учителя начальных классов, конечно, нет.

— Кроме того, я не представляю, как мне придется добираться из дома на работу и обратно каждый день. Школа, в которой я работаю всю жизнь и не планирую увольняться, находится на Управлении ГЭС. Чтобы доехать туда и потом обратно, я буду тратить на дорогу часа по два в одну сторону каждый день. Это нереально, — говорит Сигаева.

Других вариантов застройщик женщине не предоставил. Поэтому она сама подготовила встречные предложения и озвучила их представителю строительной компании. Однако вместо конструктивного диалога получила категоричный отказ.

Ольга говорит, что застройщик отказывается от конструктивного диалога и отвергает все варианты, которые ему предлагают жильцы

— Сначала я предложила застройщику купить для меня квартиру в этом же районе примерно такой же площади. Мне ответили, что это не вариант. Тогда я сказала, что готова подождать их новостройку и даже доплачу разницу в цене, но и в этом мне отказали. У меня нет принципиальной позиции «против всех», я готова к конструктивному диалогу. Но к чему я точно не готова — так это переезжать из этого района. У меня здесь живут сын, дочь с семьями, у меня здесь старенькая мама и больной лежачий отчим, за которыми я ухаживаю. Здесь моя работа, здесь вся моя жизнь, — восклицает Ольга.

Но застройщик и слушать ничего не желает: либо 2,5 миллиона компенсации, либо квартира на окраине Ново-Ленино. В свою очередь администрация Иркутска, которая выступает третьей стороной в соглашении, никак жителям аварийных домов не помогает.

— Я ходила на прием в администрацию Иркутска к Евгению Харитонову. Он мне тогда сказал: «Вы учитель, а мы всегда за учителей». Выразил готовность похлопотать за нас, чтобы вопрос решился с учетом наших пожеланий. Но на том всё и кончилось. Еще я ходила на прием к председателю думы, после чего мне пришла бумажка-отписка о том, что дума не может повлиять на ситуацию, так как это может быть расценено как незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность и подлежит уголовной ответственности, — рассказывает иркутянка.

В распоряжении редакции имеется ответ думы Иркутска, подписанный председателем Евгением Стекачевым.

— Из фактов, изложенных в коллективной жалобе, следует, что спорные вопросы рассматриваются в судебном порядке. Всякое вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия преследуется по закону, поэтому никто не в праве вмешиваться в деятельность судов. Как опосредованное вмешательство в деятельность судов и косвенное давление на суд трактуется рассмотрение подобных спорных вопросов на заседаниях представительных органов муниципальной власти, в том числе на заседаниях комиссий думы Иркутска, — написано в ответе за подписью Стекачева.

При этом проблему расселения домов на Мухиной планировали рассмотреть на встрече с депутатами Заксобрания в начале декабря 2022 года.

— Там шло разбирательство, пригласили жителей Красноярской, Аносова и нас. Они выступили, а мы не успели. Планировали этот вопрос еще раз обсудить, но пока тишина, — уверяет Ольга.

В перспективе иркутянку ожидает судебное разбирательство. Если она не согласится на предложение застройщика, тот попытается выселить женщину через суд. Так, например, судебные решения уже есть по некоторым соседям Ольги. Во время рассмотрения дела по требованию прокуратуры была проведена повторная оценка размера компенсации.

— Почему-то всем, кто судится, повторную оценку проводит одна и та же компания из Перми. Она устанавливает примерно ту же сумму, что и иркутские эксперты, нанятые застройщиком. Другие иркутские компании не берутся производить оценку. Если я сама пойду и попрошу оценить жилье, у меня ни одна фирма не возьмет. А сосед со второй квартиры говорит, что нашел одну фирму в Москве, которая им сделала оценку. Они насчитали на 1,5 миллиона рублей больше, чем эксперты застройщика и фирма из Перми, — подчеркивает Ольга.

Женщина говорит, что теперь соседи пойдут в суд с результатами этой экспертизы и будут отстаивать свои права. Впрочем, Сигаева тоже не собирается сидеть сложа руки. Тем более что другие застройщики этой территории смогли предложить переселенцам достойную альтернативу, значит, это всё-таки возможно.

— Я вот знаю, что на улице Захарова новостройки возводит Максим Девочкин. Так он в строящемся доме отвел нижние этажи для переселенцев, они получили квартиры в его доме. Второй застройщик, не помню кто, тоже всё безболезненно сделал, люди получили жилье в нашем же районе. И только нам не повезло с застройщиком. Мы попали на человека, который не идет ни на какие уступки, не учитывает наши пожелания, его интересует только выгода. Он построит здесь 15-этажные дома, хорошо заработает, а мы что? «Союзу» всего-то надо расселить 13 маленьких домов, это не так много, если посчитать ту выгоду, которую он поимеет с продажи квартир в этом районе, — сетует Ольга.

Территория в границах улиц Аносова, Якоби, Мухиной и Театральной была выделена под развитие еще в 2015 году сразу нескольким застройщикам. Некоторые уже успели расселить людей и возвести новостройки

Она еще раз акцентирует внимание на том, что ей не нужна заоблачная компенсация или огромная квартира с дорогим ремонтом. Женщина просто хочет жить в своем любимом районе и не ломать привычный уклад.

— Для меня главное, чтобы не нарушилась моя инфраструктура: чтобы я могла нормально ездить на работу, ездить к маме и больному отцу, помогать им. У меня здесь дети живут, я хочу иметь возможность с ними проводить больше времени, — говорит Сигаева.

Ольга также добавляет, что от отчаяния жители аварийных домов уже готовы объявлять голодовку и выходить с плакатами на акции, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. В ход пойдут любые средства, если компромисс так и не будет найден.

Ольга Сигаева настаивает на том, что переехать в другой район у нее нет возможности

— По крайней мере, после нашего обращения в ОНФ свою проверку начал Следственный комитет. Сейчас они опрашивают всех жильцов и делают запросы, кто уже расселен, кто нет. Когда будут результаты проверки, пока неизвестно, — сообщает иркутянка.

Чтобы понять, на что могут рассчитывать переселенцы с улицы Мухиной, мы обратились за комментарием к специалисту по операциям с недвижимостью агентства «Тысячелетие» Николаю Копытову. Он подтвердил: вариантов у Ольги и ее соседей практически нет.

— За 2,5 миллиона в Иркутске ничего приличного не купишь. Можно взять студию в том же ЖК «Мега» в получистовой отделке площадью 28 квадратных метров. То есть что так, что так переселенцам придется уехать в конец Ново-Ленино. Да, там есть садик и школа, но при такой масштабной застройке мест в них уже не хватает. Кроме того, сама эта новостройка больше напоминает общежитие, потому что на каждом этаже по 12 квартир. Из-за этого не будет хватать парковочных мест во дворе, — отмечает Николай Копытов.

Из-за удаленности района переехавшие в Ново-Ленино люди будут тратить не меньше 1,5–2 часов на дорогу до работы и обратно, а в часы пик и того больше. А если нет своей машины, то придется постоянно ездить в переполненном общественном транспорте, добавляет эксперт.

— Это, конечно, не сравнить с районом у залива Якоби. Там удобная транспортная инфраструктура, можно без проблем доехать в любой район города. Дорога до центра занимает не больше 15–20 минут. Социальная инфраструктура куда более развития. Наконец, это просто не человейники, как в Ново-Ленино, — подчеркнул Копытов.

Вот так выглядит аварийный дом со стороны дороги

Представитель застройщика — компании «Союз», которая принадлежит семье Красноштановых, — в комментариях «ИрСити» сообщил, что делает всё по закону. Размер компенсации, которой жители оказались так недовольны, определен лицензированной оценочной компанией, а потом подтвержден независимыми экспертами из Перми, так что вопросов к сумме быть не должно.

— По договору РЗТ застройщик выступает заказчиком лицензированной оценочной компании, а она проводит оценку. По судебным делам по запросу прокуратуры проводилась дополнительная не оценка даже, а экспертиза этих квартир. Причем экспертиза даже не иркутской оценочной компании, а компании, которая находится в городе Пермь. То есть независимая. И в Перми оценили так же, как иркутские эксперты. Аварийный дом, он и есть аварийный, — пояснили в «Союзе».

Краска на фасаде местами облупилась, из-под отделки торчат кирпичи и деревянная облицовка
Во многих квартирах деревянные окна заменены на пластиковые
Управляющая компания не спешит убирать сосульки с крыши

По словам представителя застройщика, прокуратура уже несколько раз проверяла расселение домов на Мухиной и ничего не нашла.

— Никаких нарушений у нас нет. Мы действуем в соответствии с законодательством. Судебные решения тоже выносятся на основании закона, — сообщали «ИрСити» в «Союзе».

Мэрия Иркутска «ИрСити» сообщила, что в комитет по градостроительной политике обратились пять жителей подлежащей расселению территории. Им пояснили, что законом не предусмотрены требования к жилью, которое предоставляют взамен аварийного, в том числе нет требований относительно района переселения. Если иркутяне не согласны с суммой компенсации за жилье, они должны уведомить об отказе подписать соглашение с застройщиком и приложить обоснование, почему сумма должна быть увеличена.

В этом районе еще много малоэтажных домов, которые, вероятно, также пойдут под расселение

Также в мэрии отметили, что в границах отданной под развитие территории находится 16 многоквартирных домов. Полностью расселены из них четыре по адресам: улица Мухиной, 16, а также улица Захарова, 4, 6 и 10. Все расселенные дома на Захарова уже снесены.

— В рамках исполнения обязательств, принятых на себя по условиям договора РЗТ, застройщик обязан расселить и снести аварийные многоквартирные дома, а также выполнить строительство жилых объектов в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории с предусмотренным благоустройством. Кроме этого, застройщик обязан осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры на этой территории, — говорится в ответе мэрии от 2 февраля 2023 года.

Срок исполнения обязательств договора РЗТ — 31 декабря 2026 года.

— Администрация города Иркутска проводит с собственниками [домов, подлежащих расселению] разъяснительную работу по соблюдению их прав. Кроме этого, администрация Иркутска ведет переговоры с застройщиком о возможности предоставления собственникам взамен изымаемого аварийного жилья квартир в близлежащих районах, — также сообщается в документе.

По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Союз» образовано 5 февраля 2015 года. Директор — Денис Александрович Семенов. Основной вид деятельности — деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания. Учредителями являются Людмила Ивановна и Татьяна Алексеевна Красноштановы.

Людмила Красноштанова вместе с депутатом гордумы Дмитрием Красноштановым также владеет строительной компанией СПМК-7, которая сорвала сроки строительства школы на улице Багратиона в Иркутске. Поэтому прокуратура возбудила административное дело на директора СПМК-7 Алексея Красноштанова, который является депутатом Заксобрания Иркутской области.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем