«Я просто не знал, как жить дальше. Сам я не мог ничего: ни умыться, ни почистить зубы, ни даже поесть», — рассказывает 47-летний житель Братска Василий Скокнин. Вот уже больше 10 лет мужчина живет без пальцев на обеих руках: потерял их после автомобильной аварии. Но Василий не просто научился жить дальше, но и обрел свою любовь, с которой судьба разлучила его на 20 с лишним лет. Свою историю мужчина рассказал журналисту «ИрСити».
Василий Скокнин родился и вырос в Ангарске, там же получил среднее специальное образование. Освоил профессии столяра-станочника, газоэлектросварщика и электрика. До 2012 года жил обычной жизнью со своими взлетами и падениями, переживаниями и трудностями. А затем наступил день, который изменил всё.
— Это случилось в феврале. Я ехал по лесной дороге на машине, не справился с управлением на повороте и автомобиль улетел с трассы в кювет. Я потерял сознание и пролежал на морозе в разбитой машине почти всю ночь. Очнулся в больнице и узнал, что мне ампутировали пальцы рук и частично ног. До сих пор вспоминаю врача, который говорил мне, что я в рубашке родился, потому что умудрился не замерзнуть насмерть, не получить воспаление легких. Удивлялся, что я еще легко отделался, — рассказывает Василий.
Наш герой вспоминает, что полное осознание всей ситуации наступило только после выписки из больницы. До этого за ним ухаживали медсестры, а дома он остался практически один на один с новой реальностью.
— Сказать, что у меня был шок, — это, наверное, ничего не сказать. Я просто не знал, как жить дальше. Сам я не мог ничего: ни умыться, ни почистить зубы, ни даже поесть. Слава богу, тогда мама еще была жива, она переехала ко мне и ухаживала за мной, как за маленьким ребенком. Мыла, кормила из ложечки. Да что говорить, я ведь даже одеться сам не мог. И маме всегда буду благодарен за то, что она тогда для меня сделала, — продолжает мужчина.
Говорит, что от чувства беспомощности и невозможности как-то изменить ситуацию сначала впал в «жесткую, черную депрессию». Стал выпивать, периодически уходил в запои.
— Жить я хотел, но не знал как. Мне становилось ужасно страшно. Из-за этого пристрастился к алкоголю, мог пить неделю, две, бывало даже месяцами. Это был жуткий период в моей жизни. Многие могут подумать, что я чересчур драматизировал ту ситуацию и свое положение. И я даже согласен с этим, теперь согласен, но не в то время, — делится Василий.
Мужчине потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к новому себе и принять действительность такой, какой она стала.
— Не знаю, откуда взялись силы, но пришло осознание, что я падаю всё ниже и ниже в пропасть, из которой потом будет невозможно выбраться. И я остановился. Потом начал учиться жить заново. В 2014 году умерла мама, и я остался практически один. Нет, у меня есть еще сестренка Наташа, которую я очень люблю. Ее помощь мне неоценима, но у Наташи своя семья, муж и дети, о которых надо заботиться. Поэтому я понимал, что о себе могу позаботиться только я сам. Со временем я научился всему и вот тогда понял, что сделать это раньше мне мешали только страх и сомнения, что не получится. Я не верил, что это возможно, а когда начал пробовать, пытаться, всё получилось. Не сразу, но получилось ведь, — рассуждает Василий Скокнин.
Он говорит, что, если бы его тогда спросили: «Что ты можешь делать?», Василий, не раздумывая, ответил бы: «Ничего». Зато сейчас он не сразу смог бы сказать, чего он НЕ может делать в своем положении. Теперь Василий сам справляется со всеми бытовыми делами по дому, возделывает огород и балует жену разными вкусняшками.
«Мне жена говорит, что порой забывает, что у меня нет пальцев»
Но всё это — сейчас. А поначалу было, конечно, сложно, в том числе и с работой. Во-первых, трудоустройству мешала первая группа инвалидности. Большинство работодателей просто сразу отказывали, другие сомневались, что Василий трудоспособен.
— Люди, видя мои руки, думали: «Да что он может? Как будет работать?» Ведь даже профессия сторожа включает в себя, например, уборку территории и летом, и зимой. И мне приходилось всем доказывать, показывать всё, что я могу. После этого отношение менялось. Я работал в гаражном кооперативе в охране, на ангарском хлебокомбинате «Каравай», где занимался учетом рабочего времени сотрудников, — рассказывает Василий.
В тот момент, когда мужчина уже и не надеялся обрести личное счастье, судьба преподнесла ему самый большой в жизни подарок — свела с женщиной, с которой они расстались больше 20 лет назад.
— В 1998 году я был в Братске. Случайно в автобусе познакомился с девушкой Мариной. Ну всё как обычно: разговорились, долго болтали, а потом договорились вечером погулять. Следующие несколько вечеров мы проводили вместе: бродили по городу, сидели в кафе, обсуждали всё на свете. Через несколько дней я уехал в Ангарск, но наше общение не закончилось: мы писали друг другу письма и ждали новой встречи, — вспоминает мужчина.
Однако случиться этому было суждено лишь спустя много-много лет. За драку Василий попал в тюрьму и срок ему присудили немалый.
— Мой дед 30 лет отдал борьбе с преступностью, он дослужился в МВД до подполковника и возглавлял отдел милиции. Я всегда мечтал пойти по его стопам, а получилось ровно наоборот. Когда я угодил в лагерь, наше общение с Мариной прервалось. Я просто не знал, как ей обо всём написать, рассказать, долго просто молчал, а потом решился и обо всём написал. Ответа не ждал, уже мысленно с ней попрощался. Но она ответила, не сразу, конечно, но написала. Я не был отвергнут, но и не был принят с распростертыми объятиями по понятным причинам, — вспоминает Василий.
Даже такое событие в жизни ангарчанина не смогло разорвать связь между ним и его возлюбленной. Василий с Мариной много переписывались, стали всё больше привязываться друг к другу. В 2004 году даже хотели расписаться, но и тут судьба снова сыграли с ними злую шутку.
— Зная, что у меня впереди немалый срок, я говорил Марине: «Подумай, родная», но она меня не слышала. Мы ждали очередного свидания, чтобы всё спокойно обсудить и назначить дату. Но внезапно мне изменили режим содержания и убавили срок. А это означало перевод в другой лагерь и другой город. И я не успел сообщить об этом Марине. Связь оборвалась. Лишь через полтора года я смог позвонить любимой, но ответила не она, а ее мама. Она сказала, что Марина тут больше не живет, что она вышла замуж и всё у нее хорошо, — говорит собеседник.
Василий уверяет, что на возлюбленную не обижался, но злился на себя и на то, что нет возможности что-то изменить. Потом наступило принятие, даже подумал, что так, наверное, будет лучше для нее. После выхода из колонии устроился на работу и жил. Годы шли, но свою Марину мужчина так и не смог забыть.
— Иногда мы находили друг друга в социальных сетях, пару раз даже пытались переписываться и созваниваться, но толку от этого было мало. Видимо, где-то в глубине души я чувствовал себя виноватым перед Мариной. Позже я узнал, что у нее было то же чувство по отношению ко мне. Несмотря на то что она была замужем, ее семейная жизнь не была особо счастливой. И вот в 2021 году мы, возможно, устав от одиночества и попыток найти друг другу замену, снова стали общаться. Могли часами болтать по телефону, всё началось как будто бы заново, — делится Василий.
Марину не смущало то, что у Василия первая группа инвалидности. Она просто любила и все эти годы хранила его теплые письма к ней. Поэтому после недолгих разговоров Марина пригласила Василия к себе в Братск, а он, не раздумывая, приехал. В 2023 году влюбленные поженились и теперь абсолютно счастливы друг с другом.
В 2022 году у Василия появились протезы. Мама его супруги увидела в интернете объявление и оформила для зятя заявку на сайте. В семье несильно верили, что можно совершенно бесплатно получить такую помощь, но решили попробовать. И оказалось, не зря.
— К протезам я привык достаточно быстро, и с ними моя жизнь стала проще и насыщеннее. Раньше, когда мне нужно было куда-то ехать на общественном транспорте, я ждал полупустой автобус со свободными сидячими местами. Теперь у меня такой проблемы нет: я могу спокойно ехать стоя и держаться за поручни. Подметать и пылесосить с протезами гораздо проще. Более того, с ними я могу заниматься даже небольшим дачным строительством. Я смог, например, уложить крышу на старый вагончик. Появилось желание плотно заняться спортом, — рассказывает Василий.
Мужчина добавляет, что пока процесс идет непросто, какие-то упражнения пока даются тяжело. Но сейчас он может делать жим со штангой лежа или скачет на скакалке. Надеется, что с появлением в его жизни бионических протезов спектр упражнений расширится.
А еще Василий вовсю осваивает выпечку домашних сладостей.
— Зимой большую часть времени я провожу дома. И вот однажды, чтобы скоротать время, я нашел в интернете рецепт домашнего печенья. Решил удивить жену и приготовить для нее. С тех пор печенье мы больше не покупаем в магазинах. Оказывается, есть масса простых и вкусных рецептов печенья, булочек и тортов, которые мне по силам. Я теперь даже сам хлеб пеку, потому что домашний намного вкуснее и дешевле, — отмечает мужчина.
В планах на будущее у Василия — облагородить садовый участок, построить теплицы, сделать грядки и провести свет с водой. Еще Скокнины надеются получить от государства собственное жилье и съехать из комнаты площадью чуть больше 11 квадратов в общежитии. Это позволит супругам взять ребенка из детского дома.
— Не знаю, получится это оформить как усыновление или просто опеку, но я надеюсь, что у нас будет возможность подарить одному маленькому человечку счастливое детство, а мы сами станем счастливыми родителями. Вообще планов и целей у нас много, а мечта заветная — одна, — делится Василий.