Жители Маркова 24 апреля пожаловались губернатору Игорю Кобзеву на действия подрядчика, который будет ремонтировать дорогу по улице Берёзовой. Она соединяет поселок с иркутским микрорайоном Первомайский, и ее ремонта ждали больше 20 лет. Как выяснилось, дорожники вышли на объект около двух недель назад, но объезд до сих пор не организовали. Людям приходится добираться до своих домов по оврагам, которые после дождей наполняются грязевой жижей. Рассказываем, как так вышло.
«Всё превратилось в жижу»
Проблемы с состоянием дорог в целом в поселке Маркова возникают не впервые, а ремонт улицы Берёзовой местные жители просят не первый год. Она крохотная — ее протяженность составляет всего 800 метров, но по ней можно добраться сразу в три района — Николов Посад, Сергиев Посад и Ново-Иркутский, где живут сотни людей.
Передвигаться по Берёзовой сложно как пешком, так и на автомобиле. Здесь нет освещения и тротуаров, а кочки и ямы такие, что их трудно объехать даже на внедорожнике. Люди за свои деньги организуют грейдирование летом и подсыпку наиболее скользких участков зимой. В 2022 году журналисты «ИрСити» проехались по Берёзовой, и за это время ситуация только усугубилась.
Видео, как сейчас автомобилисты преодолевают этот короткий участок, в редакцию «ИрСити» прислала другая местная жительница Елена Воробьёва. Оно снято вечером 23 апреля — видно, что проезжая часть высохла, но кочки за два года стали ещё выше, а ямы — ещё глубже. «По движению машины можно понять, как приходится маневрировать по дороге в поисках проезда», — уточнила она.
— Мы ездим на работу, это необходимость не только для нас жителей Посадов, но и для государства в целом — люди должны работать, платить налоги, обеспечивать жизнедеятельность всех отраслей. Для этого нужно как минимум выбраться из дома. Моя семья работает на железной дороге, и мы не можем опаздывать. Маршруты выстроены с точностью до минуты: дом-детский сад-работа. У многих так, — комментирует Елена.
Около двух недель назад на объект вышел подрядчик, но дорога не была огорожена, а схема объезда — не организована, рассказала журналисту «ИрСити» местная жительница Евгения Майер, которая уже несколько лет ведет переписку с местными властями.
— Подрядчик прекратил работу, потому что была выемка грунта, отдал его на экспертизу. И с субботы его нет на участке. Но дорогу оставили в ужасном состоянии. Прошли дожди. Все, что поднял экскаватор, превратилось в жижу, которая скрывает опасные ямы. А в них автомобиль проваливается и скребет днищем. Все уже по уши в этой грязи, — посетовала женщина.
По ее словам, рядом с дорогой порой можно найти части автомобилей — бамперы и даже колёса.
«Призываем чуть-чуть потерпеть»
О том, что будет ремонт, марковцы узнали в начале 2022 года, когда на встречу с ними приезжала глава Маркова Татьяна Макаревич и представители министерства транспорта. Тогда людям сообщили, что на поселок выделили около 70 миллионов рублей. Закупку — одну сразу и на Трактовую, и на Магистральную — объявили только в июле. Срок работ был 2 месяца, поэтому заявок на нее не поступило.
Позже по каждой улице объявили отдельную закупку. Трактовую ремонтировала местная фирма и успела сдать объект до конца 2023 года. А по Берёзовой (она же — Магистральная) — не смогли сразу отыграть конкурс. Торги проводили в августе, сентябре и октябре. И только на последних был найден подрядчик — саратовская компания «Автобан». Стоимость работ снизилась с 37,5 до 32,4 миллиона рублей. Отдельно людей возмутило, что ремонтируют не всю улицу, а только лишь 700 метров. Когда приведут в порядок оставшиеся 100 метров — неизвестно.
ООО «Автобан» зарегистрировано в 1992 году в Саратове. Принадлежит Тиграну и Арарату Киракосянам, родственникам депутата Саратовской областной думы, единоросса Гагика Киракосяна. «Автобан» — крупное предприятие. Так, по итогам 2023 года выручка компании выросла в два раза — до 16 миллиардов рублей, а чистая прибыль увеличилась в 1,7 раза — до 973,9 миллиона рублей. Ремонт дороги в Маркова — это второй контракт за последние шесть лет, который выполняет компания в Иркутской области. Обычно она занимается содержанием и ремонтом в Саратове и Саратовской области. В частности, в 2023 году она выиграла торги на капремонт 18 километров федеральной трассы А-298 за 4,4 миллиарда рублей.
Как следует из техзадания, опубликованного на сайте госзакупок, подрядчик уложит новое основание, а затем — асфальт, установит искусственные сооружения, сделает тротуары, водоотвод и освещение. Работы должны быть выполнены до 30 августа.
Сейчас подрядчик «провел подготовительный этап работ», пояснили порталу «ИрСити» в пресс-службе администрации Марковского муниципального образования. Речь идет о той самой выемке грунта для экспертизы.
— Следующий этап работ — глобальная выемка грунта и его перекладка. До этого момента дорогу перекрывать не будут. Ямы, о которых пишут жители, там и так были. Поэтому мы призываем жителей чуть-чуть потерпеть: буквально в первой половине мая подрядчик уже полноценно выйдет на работы. Дорога будет перекрыта, мы об этом обязательно уведомим во всех источниках нашей администрации. К этому времени мы согласуем с ГИБДД схему объезда ремонтируемого участка, — уточнил представитель администрации.
На сегодня власти не озвучивают варианты объезда. Неофициально жильцам предлагают объезжать через переулок Светлый в Сергиевом Посаде. Но, по словам Евгении Майер, там точно такая же ситуация, что и на Берёзовой: на лесенке из ям можно пробить глушитель или остаться без бампера. «Если объезд делать через Ново-Иркутский, то там утром все колом стоит в пробке. А через СНТ — там дорога примерно в таком же состоянии», — считает Елена Воробьёва.
А вот в Иркутске основным подрядчиком на ремонте дорог в последние три года выступает муниципальный «Иркутскавтодор». Ранее мы рассказывали, какие улицы в областном центре будут приводить в порядок в 2024 году и кто этим займётся.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.