Несмотря на переменчивую погоду, Иркутск уже вовсю купается в весеннем воздухе, наполненном солнцем и ветром. Пешеходы наконец-то скинули пуховики, нарядились в лёгкие курточки и принялись усиленно ходить по улицам, чтобы восполнить нехватку шагов после долгой зимы. Но вместе с весной на улицы и площади гордо выпорхнули электросамокаты — убийцы спокойной и расслабленной прогулки. Редактор «ИрСити» Ксения Власова в своей колонке рассказывает, почему с некоторых пор боится ходить по городу пешком.
Электросамокаты появились в Иркутске года три тому назад. И, кажется, мы, то есть общество, не сразу сообразили, что это такое. Многие даже обрадовались и воодушевились: теперь-то уж пешеходам будет что противопоставить автомобилистам. И при этом особо париться не надо, как на велике или на обычном самокате, — давишь пальчиком на газ и только слушаешь, как шумит ветер в ушах.
Но потом вдруг оказалось, что это опасно: самокатчики, которые предпочитали гонять по тротуарам (ну, не по проезжей части же!) вдруг начали сбивать взрослых и детей. Прошлой весной эту сферу маленько урегулировали, определив максимально допустимую скорость передвижения — отдельно в потоке людей (напомню, не выше 20 км/ч) и по проезжей части (не выше 60 км/ч).
Установив правила игры, все облегченно выдохнули. Хотя настороженность осталась. Чуть успокоилась и я. Но потом меня сбил самокатчик.
«Сбил» — это, конечно, громко сказано по сравнению с теми жуткими авариями, которые я видела. Скорее немного задел. Но впечатления были такие сильные, что сейчас это всё вспоминается как в замедленной съёмке.
Летний вечер. Я иду по улице Свердлова, маленькой, немного нескладной, но всё равно уютной. Иду медленно, потому что хочу и потому что у меня отпуск. Светит солнце, но не так безжалостно, как это бывает в обед, а уже мягко и ласково. На улице почти никого, поэтому можно «посчитать ворон», отвлечься на свои мысли, ведь ещё есть время до пешеходного перехода на 5-й Армии. И тут на меня вылетает парень лет семнадцати на электросамокате. Откуда он взялся, непонятно, но разойтись нам никак нельзя — тот, кто бывал на Свердлова, тот знает, что там очень узкие тротуары. Я останавливаюсь, чтобы парень увидел меня и успел затормозить (отворачивать ему некуда, разве что только в припаркованные машины). Но он как будто ничего перед собой не видит и несётся прямо на меня.
В этот момент во мне проснулся внутренний слон и заорал этому бедолаге. Но было уже поздно. Я успела только вжаться в забор детского сада, а самокатчик — по сути, ещё ребёнок — врезался немного в меня и немного в железные прутья. Чудом оба отделались ушибами и синяками.
Я очень хорошо помню его ошарашенный взгляд и мычащие извинения. От того, чтобы вместе показаться врачу, мальчик отказался, отдышался, тряхнул пару раз волосами, аккуратно встал на самокат и медленно поехал дальше.
Не знаю, на каких морально-волевых я доплелась до автобусной остановки и доехала до дома. Бесконечно анализировала произошедшее и думала, что тупанули все: и парень, и я. Но как нужно было поступить, так и не поняла.
Самое смешное, что позже меня пытались научить ездить на электросамокатах. «Ксюх, но это же так круто, так удобно!» — говорили мне. «Главное — расслабься и почувствуй», — уточняли мне. Но не смогла. Эксперимент длился всего час, из них минут 40 я просто шла ножками, а самокат тащила рядом (кстати, это тяжёлая штука!). Знаете почему? Я боялась сбить кого-нибудь. Вы скажете: «Всё дело в практике». Но я лучше пешочком.
Осторожно хожу, озираюсь по сторонам, и даже при плохом зрении уже издалека вижу самокатчиков.
В центре я видела самокаты только двух фирм: «Whoosh» бизнесмена Дмитрия Чуйко и «Юрент» компании МТС. Оба эти сервиса работают только по основным магистралям и в центре города. В отдалённые микрорайоны, например, в Ново-Ленино, не забираются.
Жёлтенькие самокаты (в приложении они, кстати, называются «вушбайки») ощутимо дороже: старт стоит 55 рублей, а далее 7,5 рубля в минуту. Но можно взять пакеты, например, на месяц (это 250 минут) стоит 1399 рублей.
Чтобы стартануть на сиреневых байках, надо заплатить 30 рублей, а дальше по 6,49 рубля в минуту. Тут тоже есть пакетные предложения, например, «Пока не сядет». Стоимость рассчитывается в зависимости от количества заряда. Мне попался самокат с зарядом в 83% (то есть на 3 часа 6 минут), по этому тарифу аренда стоит 746 рублей.
То есть дело прибыльное и популярное.
Когда я сижу дома и не читаю новости о ДТП с участием электросамокатчиков, меня ничего не раздражает, наоборот, я спокойно отношусь к любому виду передвижения по городу: ролики, самокаты, велосипеды, да хоть сигвеи и моноколёса (хотя это совсем уж странно и опасно, особенно посреди потока машин).
А как выхожу на улицу, сразу начинаю дёргаться, просто потому что бесит, когда в тебя тормозят, и стараться «слушать спиной», потому что днём при шуме автомобилей плохо слышно, как сзади на тебя мчится электросамокат. Бывает, что они пролетают в считанных сантиметрах от меня, и я вздрагиваю от неожиданности и ветра, возникшего от несущегося на всех парах байка.
Я почти не хожу в наушниках на улице, чтобы услышать, как мне сигналят. И радуюсь, когда это всё-таки происходит, ведь в большинстве своем самокатчики не считают нужным предупредить о себе пешеходов. Этим парням на электробайках поучиться бы манерам у пятилетних велосипедистов, которые обожают тренькать в звоночек во всю округу.
Но это мои личные заскоки. Потому что проблема куда шире. Оказывается, Иркутск — настолько маленький город, что в нём нет места всем и сразу. Либо автомобилям, либо пешеходам. А чему-то посередине, например, тем же самокатам, — вообще не втиснуться ни на печально узкие тротуары, ни на тесные проезжие части. Выходом могла бы стать сеть велодорожек со строгим разделением потоков, чтобы пешеходы не мешали велосипедистам и самокатчикам, и наоборот — владельцы байков не сбивали пешеходов. Но это мечта — прекрасная и неосуществимая, как вечная молодость.
А вы боитесь самокатчиков?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.