Ежегодно в последнюю субботу июля свой праздник отмечают работники торговли. В Восточной Сибири есть яркий флагман — компания «Слата», которая задает путь и стандарты торгового сервиса в регионе уже более двадцати лет.
Результаты торговых сетей «Слата» и «ХлебСоль» были отмечены в ежегодном рейтинге Forbes — 2024. Сибирский ретейлер занял 15-е место среди «самых прибыльных компаний продуктовой розницы».
Как «Слата» справляется с вызовами и какой курс держит, подробнее рассказал в интервью управляющий директор торговых сетей «Слата» и «ХлебСоль» Дмитрий Ишевский.
— Как в условиях турбулентности компания продолжает расти?
— Покупательский спрос вернулся на траекторию уверенного роста. Можно говорить о позитивных признаках: с осени прошлого года мы наблюдаем приток новых покупателей. За первую половину 2024 года трафик в формате супермаркета увеличился на 3%. В дискаунтерах «ХлебСоль» прирост также удержался в положительных значениях.
Сегодня перед ретейлом стоят две глобальные задачи — удержать покупателя и удержать кадры. Мы привлекаем своих потребителей не только за счет лояльного ценообразования — мы стремимся дарить людям эмоции: придумываем новые фестивали, вовлекающие акции. Конечно, работаем с ассортиментом, вводим новые позиции, усиливаем те категории товаров, которые генерируют трафик. Также мы активно развиваем категорию фруктов и овощей, молочный ассортимент, направление алкомаркета.
— С какими вызовами времени приходится сталкиваться компании?
— Они всегда были и будут. С чем-то мы только учимся работать, а что-то научились делать давно. К примеру, логистика. Ситуация в коммерческих перевозках остается нестабильной: прямое транспортное сообщение с Европой по-прежнему отсутствует, есть проблемы с расчетами с китайскими партнерами, ощущается нехватка автопарка и водителей, экспедиторов. Этим пользуются транспортные компании — завышают тарифы на свои услуги. Мы предвидели такой сценарий еще в прошлом году, поэтому решили сокращать долю аутсорсинга в перевозках и серьезно увеличивать собственный автопарк. Закупили достаточно большое количество грузовиков. И в этом году, когда заказчики столкнулись с удорожанием логистики в среднем на 10–15%, а некоторые — до 20% по сравнению с прошлым годом, мы уложились в минимальные 4%.
Наш покупатель хочет каждый день приобретать качественные фрукты и овощи. В этом году мы кардинально поменяли ситуацию в этом направлении. Ранее торговые сети проигрывали мелким фруктовым магазинчикам и ларькам предпринимателей из ближнего зарубежья в ассортименте, в качестве продукции и часто в цене.
В 2023 году мы нарастили объем прямого импорта фруктов — например, собственные поставки из Китая увеличили почти на 40% относительно 2021–2022 годов. За счет больших объемов мы выигрываем в цене. Теперь покупателям гораздо удобнее брать весь плодоовощной фреш в супермаркете. По статистике, в чеке потребителя на эту категорию товаров обычно приходится до 30%.
— Как вы привлекаете и удерживаете сотрудников?
— Раньше отрасли делили кандидатов между собой: у ретейла были одни требования и один контингент, у технологических компаний — другой, у производственников — третий. А сейчас все готовы брать кандидатов даже без опыта. Компания «Слата» не исключение. Мы расширили границы поиска, включив такие не всегда очевидные категории, как школьники и студенты, самозанятые, мигранты, пенсионеры и инклюзивный наем. В Иркутской области спрос на линейный персонал в ретейле по сравнению с прошлым годом вырос на 30%, а количество резюме сократилось на 20%. Мы стали искать конкретные болевые зоны и категорию персонала, где сможем инвестировать в индексацию зарплат с наибольшей эффективностью. Уже в этом году мы провели две индексации для торговли: первая прошла 1 мая, вторая — в июле. Серьезное повышение заработных плат — порядка 19% — с 1 июля мы устроили и для логистического комплекса.
Мы работаем не только на привлечение сотрудников, но и на удержание. В этом плане показала свою эффективность так называемая доплата за стаж — в зависимости от того, сколько человек у нас работает, начиная от 6 месяцев, он получает прибавку к зарплате. Например, после 4 лет работы постоянная доплата будет примерно пять тысяч рублей.
— Как повлияло на компанию вхождение в состав X5 Group?
— В результате интеграции с Х5 Group мы централизовали федеральные поставки. За счет этого мы получаем наиболее выгодные предложения от поставщиков — соответственно, можем предложить хорошие цены и покупателям. Благодаря нашему альянсу мы смогли улучшить условия эквайринга.
Вместе с тем компания, как и прежде, операционно управляется людьми, которые работали в «Слате» и до слияния. Всё это вкупе позволяет «Слате» показывать по-настоящему феноменальные результаты. Прошлый год был лучшим за всю историю торговой сети: мы повысили свои показатели относительно 2022 года на 100%. В 2024-м позитивный тренд продолжается. Это большая работа всей команды, которая, несмотря на турбулентность в последние четыре года, чутко улавливает меняющиеся тренды в ретейле, быстро на них реагирует и показывает отличные результаты и высокий уровень профессионализма.