В Иркутске кирпичный фасад здания бывшего Театра музкомедии на Ленина, 23, в котором сейчас располагается ТЮЗ имени Вампилова, красят краской под кирпич. Работы проводятся в рамках нацпроекта «Культура», всего на капитальный ремонт выделено 49,3 миллиона рублей. Здание, построенное в XIX веке, является объектом культурного наследия регионального значения. Узнали у реставраторов и проектировщиков, нормально ли это и зачем так делать.
«Это как армейская байка про покраску травы»
Сейчас фасад покрашен пока только наполовину. На одном из углов здания виден стык старых, потрепанных временем кирпичей, которые имеют свои оттенки, и тех, которые уже покрыты краской. Свежевыкрашенная часть фасада выглядит хоть и обновленной, но несколько искусственной.
На факт покраски кирпича в кирпичный цвет сразу же обратили внимание горожане. В комментариях к фотографиям они писали, что «армейская байка про покраску травы в зеленый как никогда кстати».
— Так «ненакрашенная страшная», — вспоминали они строчки из популярной некогда песни.
Кто-то обратил внимание на то, что подрядчик красит незачищенный фасад и предполагает, что краска отвалится уже в следующем году.
Правда, есть и те иркутяне, которые выступили за.
— Мне кажется, что для того, чтобы лучше было видно разницу до ремонта и после. Ну это как помыть тарелку… Но кирпич же не помоешь, но можно покрасить. Оттенок подобрали хороший, и здание будет выглядеть свежее, — пишет Валерия.
Девальвация реставрации
Чтобы выяснить, нормально ли красить кирпичный фасад в кирпичный цвет, мы обратились не только к экспертам-реставраторам, но и к подрядчику, который ремонтирует здание ТЮЗа.
Директор «Иркутскархпроекта» Галина Урлапова рассказала, что старинные кирпичные здания, как тот же самый ТЮЗ, часто подвергаются деструкции, то есть верхний слой фасада начинает разрушаться. Особенно хорошо это заметно на северных стенах. Поэтому им обязательно нужна пропитка, которая сохранит целостность кирпича.
— Пропитки бывают бесцветные, можно делать с цветом. Это зависит от того, какие материалы выбирает проектировщик и какие материалы согласовывает Служба по охране объектов культурного наследия. Это решение принимается коллегиально, — пояснила Урлапова.
Она также заметила, что в последние годы из-за дефицита хороших реставраторов и проектировщиков, способных сделать качественный проект реставрации, большую часть зданий капитально ремонтируют, а не реставрируют.
— Произошла такая девальвация реставраторов. Службе по охране объектов культурного наследия сегодня очень сложно работать, потому что подрядчиков нет или их крайне мало. Зайдите на сайт службы и посмотрите, какие фирмы у нас занимаются проектированием и реставрацией, да еще и имеют лицензии. Вы увидите, что это почти всегда не иркутяне, а тех, кто в Иркутске этим занимается, почти нет. У нас сегодня акцент есть на реставрацию храмов, действуют программы и выделяются бюджеты на восстановление культовых сооружений. А с другими объектами всё сложнее, — добавила Галина Урлапова.
На вкус и цвет товарищей нет
Генеральный директор компании-подрядчика «СибТрейд-Волна», которая занимается капремонтом ТЮЗа, Алина Лузгина в разговоре с журналистом «ИрСити» заметила, что кирпич на фасаде старинного здания во многих местах довольно сильно разрушился.
— Ремонтные составы, которыми мы восстанавливали эти кирпичи, они не кирпичного цвета. Составы разноцветные, сложные, многокомпонентные. Мы точечно восстанавливали кирпич, где-то меняли, где-то восстанавливали штукатурным способом. Порой заделывали целыми фрагментами. И встроить это всё в фасад гармонично сложно. Поэтому поверх этих составов мы покрыли фасад краской. Она дышат, при этом выполняет защитные функции: мы бережем кирпич от воздействия ультрафиолета, осадков и прочего, — рассказала детали Лузгина.
По ее словам, капремонт здания ТЮЗа предполагает консервацию объекта. Это не реставрация, это меры, направленные на то, чтобы сохранить нынешнее состояние и остановить дальнейшее разрушение.
— Конечно, неокрашенный кирпич смотрится лучше. Но мы не можем его вот так оставить. И пескоструить его тоже нельзя, потому что кирпич — это обожженная глина. Когда мы верхний слой пескоструим, то есть снимаем с помощью струи песка, мы убираем его защиту. Это выглядит красиво, но если вы посмотрите на такие объекты через пару лет, то вы увидите, что кирпич крошится и песком остается у вас на руках, — добавила Алина Лузгина.
По ее словам, уберечь кирпич от разрушения можно и с помощью прозрачного лака. После этого первозданный вид материалов сохранится, но лак не дает кирпичу дышать, и под этим слоем покрытия кирпич тоже будет постепенно разрушаться.
— Так как у проектировщика была задача максимально сохранить объект, было принято решение покрасить фасад. Что же касается цвета краски, тут на вкус и цвет товарищей нет, мы сами это решение не принимали. У нас есть заказчик, есть проектная компания, которая осуществляет авторский надзор. Делается много вариантов выкраски, заказчик и проектировщик выбирают варианты, а мы их только исполняем, — подчеркнула Алина Лузгина.
По ее словам, цветовое решение фасада выбирала научно-исследовательская и проектно-реставрационная фирма «Традиция».
«Приходится делать среднестатистические работы»
Главная проблема работ подобного рода в том, что это капремонт, а не реставрация, рассказала журналисту «ИрСити» директор «Традиции» Алла Мироненко.
— Все работы, которые проводятся в Иркутске, это именно капремонт. Соответственно, стоимость закладывается совершенно не та, что при реставрации. В Москве недавно восстанавливали особняк Кекушева, вот там с каждого кирпичика снимали скальпелем краску, восстанавливали покрытие и швы, потом это всё аккуратно заделывали. У нас же — капремонт. Так что приходится делать среднестатистические работы, которые значительно дешевле реставрации, — сообщила Мироненко.
Она также добавила, что бояться окрашенных фасадов не надо.
— Это же всё небезвозвратно. Это не та краска, как была раньше. Знаете, когда красили сумасшедшим составом, что называется, на века. Мы вот вскрывали кладку на железнодорожной больнице и обнаружили, что здание в советское время покрывали чем-то таким, что нам приходилось пескоструем снимать материал слой за слоем. А эта краска не навсегда, но она защитит фасад, — добавила Алла Мироненко.
В пресс-службе правительства Иркутской области, к которому относится Служба по охране объектов культурного наследия, «ИрСити» рассказали, что работы по сохранению здания Театра музкомедии включают в себя капремонт фасадов, гидроизоляцию, утепление стен в подвалах, а также капремонт заполнений оконных проемов на первом этаже и капремонт куполов.
— Капитальный ремонт здания ТЮЗа проводится в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу и получившей согласование Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. В соответствии с проектной документацией подрядчиком выполнены работы по промывке, механической очистке кирпичной кладки фасадов, очистка от высолов и антисептирование. Произведен ремонт кирпичной кладки, швов и декоративных элементов из песчаника. В нижней части здания, которая подвергается воздействию грунтовых вод, проведена гидроизоляция фундаментов, — отметили в пресс-службе.
Также там добавили, что после проведения капремонта кирпичные фасады в обязательном порядке окрашиваются.
— Это необходимо для сохранения кладки от возможного разрушения, а также придания зданию ровного цвета. Для выполнения этой работы использовано лиссирующее покрытие, это менее плотный раствор краски, разбавленный грунтовкой. Выбран плотный тон, который закрывает все цветовые дефекты кирпичной кладки. Окрашивание кирпичных фасадов — это обычная практика при капитальном ремонте зданий, в том числе объектов культурного наследия, — подчеркнули в правительстве.
Здание Театра музыкальной комедии (бывшее дворянское собрание) построено в 1891 году по проекту архитектора Владимира Рассушина. В 1901–1902-м у здания появился пристрой — концертно-театральный зал.
Изначально его строили для заседаний Благородного собрания или Первого общественного собрания. Оно стало настоящим культурным центром с залами для концертов, театральных постановок и общегородских мероприятий. В нем дважды бывал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II.
Во время Революции 1905–1907 годов в здании и рядом с ним проходили митинги оппозиционеров, а в июле 1918 года здесь закатили банкет в честь взятия Иркутска белыми. Когда в городе установилась советская власть (в 1920 году), в здании Общественного собрания открыли Народный дом, в 1930-х его преобразовали в Дом культуры профсоюзов, а в 40-е здесь появился Театр музыкальной комедии.
В 2006-м в здание на Ленина, 23 переехал Иркутский областной театр юного зрителя имени Вампилова.