Дом № 3 на улице Фурье достаточно типичный для своей эпохи. В 1880-х годах его построил для себя мещанин Николай Зедгенизов, сведений о котором крайне мало. В доме он жил сам со своей семьей, а после прихода советской власти дом поделили на четыре квартиры и отдали простым людям. Сейчас здание в центре города приспосабливают для бизнеса, а на первом этаже расположился магазин и музей магии, которым владеет потомок темного мага из Румынии Анфиса Жарганова. Мы осмотрели дом и поговорили о том, как работается колдунье в доме всеми забытого купца.
В проекте «Исчезающий Иркутск» журналисты портала «ИрСити» и историк Алексей Петров* (по решению Минюста России от 29 сентября 2021 года внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента) рассказывают истории о деревянных домах нашего города. Проект начался в 2014 году, и с тех пор написано более 100 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.
Забытый ресторатор
Алексей Петров* выяснил, что несмотря на то, что официально дом называется домом купца Н. Н. Зедгенизова, Николай Николаевич был мещанином и фамилия его была Зенгенизов. Он регулярно просил у властей города разрешения на открытие буфетов и летних кафе на улицах Иркутска, то есть был кем-то вроде ресторатора.
Известно, что участок земли на улице Котельниковской (нынешней Фурье), он купил у своего родственника — якутского мещанина Василия Ивановича Зенгенизова в 1881 году. Есть заметка о том, что дом Николая Николаевича ограбили в 1886 году на общую сумму 50 рублей. Найти тогда удалось только подушку. В тот же год Зенгенизов заплатил в городскую казну 90 рублей налога. После смерти Николая Николаевича в его доме жили его дети.
Потомки Николая Николаевича — Виктор Георгиевич и Антон Викторович сейчас работают в Иркутском политехе. По словам Антона Зедгенизова, они действительно являются родственниками мещанина, но в доме на Фурье никогда не жили, и информации о предке у них тоже нет.
До 2004 года дом был жилым, но затем собственники начали продавать свои квартиры предпринимателям. Так, например, в помещении на первом этаже работали продуктовый магазин, телеателье, пункт выдачи «СДЭК», а сейчас расположился магазин и музей магии «Афат», которым владеет Анфиса Жарганова.
С 2019 года дом принадлежит индивидуальному предпринимателю Галине Истоминой, но и в ее офисе нам ничего не смогли рассказать о доме, а на вопросы о прошлых владельцах отвечать не стали. До сих пор в доме на Фурье, 3, заселена одна квартира, но, по словам Анфисы, хозяин ни с кем не общается и появляется редко.
Магазин магии располагается здесь уже два года. Анфису Жарганову привлекла низкая цена аренды и то, что собственник хорошо следит за состоянием здания. На втором этаже, кстати, тоже идет ремонт, там будет офисное помещение под аренду.
«Я с родины вампиров»
Анфиса Жарганова называет себя магом. Рассказывает, что способности в себе обнаружила в 9 лет. Благодаря архивным документам она установила свою родословную до седьмого колена, а затем, уже своими, магическими способами, узнала, что является потомком темного мага, который жил в Румынии 13 поколений назад.
— Я с родины вампиров, как я всегда говорю. И он, этот мой предок, был настолько злым и агрессивным магом, что у него, естественно, было много врагов. И один из них решил навести на моего предка проклятие. Так как в магии ничего не бывает бесследно, мой предок заплатил тем, что в следующие 13 поколений в его роду маги не рождались. А я получилась свой дар после этого перерыва. И вот всё это богатство, его жизненный опыт, который магически накопился, остался во мне. Вот такая сказка. Документальных подтверждений этому у меня нет, — рассказала Анфиса.
Тут Алексей Петров* поинтересовался, а каково это было — понять, что ты маг, в СССР? Ведь в Советском Союзе любое колдовство считалось глупой ересью и даже было уголовно наказуемо.
— В то время, когда я поняла, что я маг по рождению, беда была в том, что мне не с кем было даже посоветоваться, не у кого учиться, потому что за это действительно сажали. Все, кто был серьезными магами, либо сидели, либо были под колпаком КГБ. Мне приходилось, так сказать, экспериментировать. Я пробовала что-то делать, смотрела, дает это толк или нет. И мотала на ус. Я и преподавать стала, потому что накопила опыт проб и ошибок, которым можно делиться, — рассказывает Анфиса.
Она отмечает, что настоящих магов очень мало, и не все, кто себя так называет, реально имеют магические способности.
— Маг должен соблюдать определенные правила поведения. Сейчас каждый второй считает себя магом. Но мы, допустим, не любим публичности, потому что нужно хранить и оберегать тайные знания. (Именно поэтому у нас нет ни одной фотографии Анфисы, она просила не снимать ее даже со спины. — Прим. ред.).
— Кашпировский и Чумак, получается, ненастоящие маги? — спрашивает Алексей Петров*.
— Маги ведь тоже разные. Кто-то по правилам себя ведет, а кто-то их нарушает. Я в своих кругах тоже достаточно известный человек, но я не люблю публичность, хотя меня в свое время и на телевидение приглашали. Но я всего этого не люблю, — отвечает Анфиса Жарганова.
Колдунья говорит, что пыталась найти информацию о дома Зенгенизова, но ее попытки тоже не принесли плодов. Считать энергетику этого места она тоже не может, потому что маги таким не занимаются, но отмечает, что энерговосприимчивые люди чувствуют положительный эффект этого места.
— Люди, когда сюда заходят, говорят, что здесь особенная энергетика. Я в этом живу, я ничего не могу сказать, не чувствую. Но говорят, что заходишь сюда, и голова перестает болеть, например, или дышится тут легче, — поделилась Анфиса Жарганова.
Ей этот дом тоже нравится. Не только с точки зрения удобного местоположения, но и с точки зрения температурного режима.
— У нас всегда жарко. Мы даже зимой иногда дверь приоткрываем, проветриваем. Очень комфортно в этом деревянном доме. Но, опять же, дом старенький. Пол кое-где неровный, когда машины мимо проезжают, тут всё ощутимо трясется. А в остальном тут хорошо — и водопровод сделали, и канализацию, — говорит Анфиса.
«Шарлатанство надо доказать»
Алексей Петров* попросил Анфису Жарганову назвать топ-3 предмета, которые чаще всего покупают в магазинах магии.
— Самое ходовое — это свечи. У нас есть свое кустарное производство, делаем более трехсот видов свечей. Пока, к сожалению, финансы не позволяют увеличить площадь. Потому что свечи используются почти в каждом ритуале. На втором месте — травы. Мы их собираем на своем участке площадью в полгектара в 25 километрах от Иркутска — там и дикорастущие, и те, которые сами высаживаем. Ну и третье — это талисманы как в виде украшений, так и в виде каких-то отдельных предметов, которые люди могут с собой носить, — рассказала Анфиса.
Пока мы были в магазине Анфисы, туда каждые пять минут заходили покупатели. В основном — молодые люди и девушки. Но по словам колдуньи, магическими предметами интересуются люди всех возрастов.
— И пожилые приходят, которые профессионально занимаются магией очень много лет, и молодые, которые хотят обучаться. Разных возрастов, разных социальных положений. Больше вам скажу, я консультирую многих крупных бизнесменов, которые с помощью магии хотят улучшить свои дела. Не буду называть конкретные фамилии, но среди них есть миллионеры, которые занимаются высокотехнологичными производствами федерального уровня. Покупают талисманы, приходят на консультации, спрашивают совета, — рассказала Анфиса.
— А могут ли прийти люди и обвинить вас в шарлатанстве? — внезапно спрашивает Алексей Петров*.
— Нет, нужно это доказать.
— В смысле, такие случаи бывали?
— Со мной нет. Я работаю качественно и всегда заранее вижу, стоит ли общаться с тем или иным человеком, услышит он меня или нет. В шарлатанстве магов обвиняют обычно те люди, которые не готовы услышать и принять нашу помощь. У нас же все считают, что маг в ладошки хлопнет, и все проблемы решатся. Но маг не делает ничего за человека, он дает рекомендацию, как поступить в той или иной ситуации. Если человек прислушивается, у него всё получается, а если не прислушивается — это его проблемы, — рассуждает Анфиса.
Она отметила, что ей неважно, где будет находиться ее магазин, — магам хорошо везде, ведь они живут по принципу «не делай зла».
— Здесь всё прекрасно. Я считаю, что комфорт на месте всегда зависит от самого человека, — считает Анфиса.
Уже заканчивая разговор, Алексей Петров* подивился правильной речи и хорошо поставленному голосу Анфисы и спросил, кто она по образованию. У колдуньи, по ее словам, семь (!) творческих и технических специальностей.
— У меня музыкальное, художественное, театральное и высшее техническое образование. Плюс я очень много лет работала в рекламе копирайтером — пишу тексты как в стихах, так и в прозе. Я с трех лет на сцене: пела, плясала, побеждала во всех конкурсах чтецов, оттуда у меня хорошая дикция. До этого бизнеса я больше 20 лет занималась ремонтом машин, была хорошим автомехаником, — рассказала Анфиса.
Выйдя на прохладную улицу Фурье, мы с Алексеем Петровым* дружно признали, что Анфиса — человек очень интересный, и даже такие скептики, как мы, на секунду ей поверили. А в том, что в старинном доме сейчас располагается магазин магии, есть даже что-то романтически правильное.
* Алексей Петров по решению Минюста России от 29 сентября 2021 года внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.