Многие помнят огромный, размером с трехэтажный дом самолет Ил-76, который можно было увидеть неподалеку от аэропорта, проезжая по улице Ширямова. Но все ли знают, что этот самолет был по-настоящему уникальным? Он существовал в единственном экземпляре: это была модификация военно-транспортного самолета, созданная для подавления радиоэлектронных средств неприятеля при продвижении своих войск. Увы, обо всём этом приходится говорить в прошедшем времени — в конце декабря 2024 года самолет пустили под нож. А мы — рассказываем историю «Ильюшина», которому так и не было суждено примерить новую и необычную роль.
Опыт Великой Отечественной войны и конфликтов, которые происходили в мире в период 50-70-х годов XX века, подсказывал советским военным, что неотъемлемой частью ведения боевых действий должна стать радиоэлектронная борьба (РЭБ). Она должна была позволить завоевать господство в эфире, защитить свои системы управления войсками и оружием от преднамеренных помех противника, а также нарушить работу систем управления войсками противника и снизить эффективность применения его боевых средств.
Важную роль в радиоэлектронной борьбе играла авиация. Она должна была ставить помехи с воздуха, обеспечивая работу пехоты и техники на земле. В те годы воздушные средства РЭБ уже существовали на базе самолетов Ан-12, Як-28 и Ту-16 (отметим, что первые два собирали в том числе на Иркутском авиазаводе), но советская военная промышленность не стояла на месте и искала возможности для создания новой техники.
В 1980-е взор инженеров-конструкторов был обращен в сторону военно-транспортного самолета Ил-76. Его выбрали в качестве базового исходя из грузоподъемности, позволяющей разместить большой объем дополнительного специального оборудования без сокращения дальности полета при том же запасе топлива, а также с учетом наличия кормовой кабины стрелка с двумя двухствольными пушками на управляемой турели, служащей для отражения атак противника с задней полусферы.
Создать первый образец Ил-76ПП (постановщика помех) удалось к 1987 году. Его сборкой занимались специалисты Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТН) имени Бериева. Самолет оснастили комплексом специальной аппаратуры «Ландыш», в который входили устройство для пеленгации противника, экраны и табло для отображения полученной информации, генераторы помех и средства защиты этого оборудования от внешнего воздействия.
Переоборудование транспортного самолета в средство РЭБ потребовало множество конструктивных изменений. В частности, для поддержания работы аппаратуры пришлось устанавливать дополнительные турбогенераторы, которые были закрыта обтекателями с воздухозаборниками в носовой части и выхлопными трубами в задней части. Обновленный Ил-76 иногда называли «хомяком»: увеличенный нос борта напоминал мордочку этого зверька, который набил защечные мешки едой.
По бокам передней и задней части фюзеляжа размещались антенны аппаратуры РЭБ, закрытые большими каплеобразными обтекателями, а на концах крыла — большие цилиндрические контейнеры с аппаратурой на манер самолета 976 (летающей лаборатории на базе всё того же Ил-76).
Предполагалось, что новая разработка будет способна подавлять работу радиолокационных установок вражеских зенитно-ракетных комплексов. В те годы на вооружении США и стран НАТО уже появились установки Patriot, которые используются в военных конфликтах и сейчас.
Самолет испытывался на радиотехническом полигоне Черная Речка близ Ташкента, но, увы, не пошел в серию. Аппаратура РЭБ оказалась ненадежной, имела большой расход энергии, но главное — так и не удалось добиться электромагнитной совместимости штатной радиоэлектронной аппаратуры самолета и привнесенного комплекса.
На ТАНТК было готово еще два фюзеляжа для создания РЭБ-версии самолета, но после неудачных испытаний их переоборудовали в «стандартный» военно-транспортный Ил-76. Единственный изготовленный образец же в 1992 году перевезли в Иркутск. Он стал учебным самолетом на базе Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ).
Всего в учебном парке ИВВАИУ было три «Ильюшина». Кроме постановщика помех, два других были транспортниками. В 2010 году в Иркутске обсуждался вариант создания музея авиации на территории учебного аэродрома. Ил-76ПП мог бы стать одним из экспонатов наряду с другими образцами летной техники, но на него были особые планы. В одном из трех «Ильюшиных» хотели организовать целую экспозицию об истории военной и гражданской авиации и зал для показа исторической хроники.
Тогдашний зампред правительства Иркутской области Сергей Серебренников заявлял: «Всё это нужно было сделать еще вчера. Мы ждем распоряжения федерального правительства, до конца года все машины будут переведены в музей».
Дождаться этого было не суждено. И сейчас уникальный «Ильюшин», который на протяжении нескольких десятков лет напоминал всем о грандиозном советском прошлом, медленно идет на распил.
Самолет стоит на участке, который сначала принадлежал Министерству обороны, затем был передан в собственность Иркутской области, а после — в собственность Иркутска. Сейчас эта земля сдана в аренду АЗГИ (связана с компанией «Новый город» Александра Битарова), которая строит там ЖК «Авиатор». Подробно об этом мы рассказывали вот в этом материале.
Как рассказал журналисту «ИрСити» гендиректор ФСК «Новый город» Дмитрий Ружников, в связи с ситуацией в стране даже авиационный алюминий является предметом особого внимания для государства, поэтому один самолет разобрали и увезли в военную часть для учебы, а большой Ил не смогли транспортировать. Поэтому Минобороны приняло решение его демонтировать и ликвидировать.
Демонтирует Ил-76 подрядчик, нанятый Министерством обороны РФ, потому что самолет, как и другая военная техника, принадлежит этому ведомству. До недавних пор Минобороны следило за состоянием лайнера, на месте дежурила охрана. Сейчас подрядчик демонтирует Ил-76, а следят за этим сотрудники правоохранительных органов. Минобороны рассматривали вариант унести Ил-76 вертолетом, но «все эти коридоры с таким грузом над городом практически нереально сделать».
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.