По итогам января 2025 года жители Иркутской области получили первые платежки за свет по новым нормативам электропотребления. Многих цифры возмутили, так как платежи в среднем выросли в полтора-два раза. Мы попросили наших читателей показать квитанции, чтобы было понятно, как применялись повышающие коэффициенты энергопотребления, а также обратились за разъяснением в «Иркутскэнергосбыт», который является крупнейшей сбытовой компанией в Приангарье.
Напомним, что новые нормативы энергопотребления начали действовать с 1 января 2025 года. Она тверждены правительством России и являются едиными для всех регионов, где есть дифтарифы. Первый диапазон составляет 3,9 тысячи кВт*ч в месяц, второй — до 6 тысяч кВт*ч. После обращения региональных властей федеральный центр разрешил Иркутской области применять повышающий коэффициент 1,8 при расчете домов с электроотопительными установками. На что можно рассчитывать и как его получить, мы писали в отдельном разборе.
По итогам января жители Иркутской области получили первые платежки и, мягко говоря, возмутились, так как платежи в некоторых случаях выросли в полтора-два раза. В правительстве региона ситуацию с платежками объяснили, с одной стороны, тем, что далеко не все жители подтвердили электрообогрев своих домов, а с другой, — тем, что сбытовая компания не успела обработать все поступившие с декабря 2024 года документы.
Одним из тех, кто не согласился с цифрами в платежке, оказался иркутянин Александр Откидач, который получил счет на 36 тысяч рублей. Он решил разобраться, в чем же дело, и выяснилось, что он не подал документы об электрообогреве, перепутал показания счетчиков. Более того, расход будет расти из-за того, что дом не утеплен надлежащим образом.
«И это у нас ещё зима не холодная»
Всего редакция «ИрСити» получила около полутора десятков платежных квитанций. В некоторых случаях документы сопровождались развернутым комментарием о том, что факт электроотопления подтвержден. Мы отобрали самые показательные, чтобы понять, что случилось.
— В договоре у меня прописано, что отопление электробойлер, при опломбировании электросчетчика специалисты сбытовой организации ставили галочку у себя в документах по этому вопросу, но вот что-то пошло у них не так, — рассказал нам Алексей.
Он уточнил, что у него в доме живет пять человек. За январь он уже заплатил 9,4 тысячи рублей. «Это обычная оплата за зимний месяц при температуре на улице от -12 до -19 градусов. Средний расход (потребление) электроэнергии (отопление, ГВС, свет и прочая электрика) плюс/минус 0,0433кВт/кв. м. При понижении уличной температуры, соответственно, расход увеличивается», — заметил Алексей.
Он уже отзвонился в «Энергосбыт», где его попросили все-таки направить подтверждающие документы. Мужчина все сделал.
А вот ещё одна платежка с основными нормативами, без учета повышающего коэффициента.
— И это ещё не февраль, там 15 000 кВт обычно. И зима не самая холодная. У меня у знакомого в Москве при их стоимости электроэнергии и газа на дом 200 квадратных метров со светом [выходит] 4000 рублей. У нас газа нет, электроэнергия подорожала, если весь частный сектор затопит после платежей печки углём, это будет что-то, задохнёмся все, а майнеры как майнили, так и будут майнить, — предположил Андрей.
— Никакой коэффициент не учли, хотя подавали [документы] через личный кабинет, посчитали по полной 25000 за отопление вышло, — возмутился Юрий.
А вот ещё одна ситуация:
Оказалось, что получение повышающего коэффициента не гарантирует того, что сумма, которая будет фигурировать в платёжке, устроит человека.
— Тоже получила отличную квитанцию. Факт электроотопления подтвержден, тем не менее сумма внушительная. Живет в доме мама и бабушка, у мамы пенсия 21 тысяч, папа умер летом, дохода больше нет, вся пенсия уходит на отопление, не включать его невозможно, замерзнут. И как существовать? Только за счет помощи детей. А есть множество стариков одиноких. Это дорога на кладбище, — мрачно прокомментировала Ксения.
А с некоторыми платежками происходила странная ситуация. Например, вот:
В графе расход указано 4 294 кВт*ч, которые были потреблены в январе. В платежке как будто учитывается повышающий коэффициент, но тогда бы расчет был только по одному тарифу, а итоговая сумма составила бы 4 749 рублей. Но даже если бы повышающий коэффициент не учитывался, то в квитанции сумма была бы все равно ниже в два раза — 5 013 рублей.
Ещё один пострадавший, который не смог получить внятный ответ, что произошло с его платежкой.
— Позвонил им на горячую линию, они ничего толком пояснить не смогли, сказали напишут в расчетный отдел. На вопрос, какие сроки ответа, сказали 30 дней. Хотя оплатить они просят до 10 числа, — рассказал подписчик «ИрСити»
Он уточнил, что на горячую линию «Иркутскэнергосбыта» сейчас «шквал» звонков. Сам мужчина был 59-м в очереди.
Что говорят в «Иркутскэнергосбыте»?
Как объяснили «ИрСити» в компании, ситуации, когда по счетчику указан расход один, а расчет проводился по намного большим суммам, могут возникать по нескольким причинам. Одна из них — собственник вовремя не передал показания прибора учета, поэтому расчет произвели по среднему потреблению. Такой вариант, к слову, утвержден на законодательном уровне.
Та же ситуация, когда человек увидел в платежке какие-то «доначисления». Это частный случай, подчеркивают в сбытовой компании, который собственнику лучше разбирать со специалистом. «Возможно, собственник несколько месяцев не передавал показания счетчиков и расчет производился на основе норматива. После того, как были переданы показания, потребитель увидел в квитанции перерасчет», — говорится в сообщении.
На вопрос, почему собственника могли рассчитать не по повышенному нормативу, хотя сведения все были поданы до 1 января, объяснил гендиректор «Иркутскэнергосбыта» Андрей Харитонов на депутатском штабе 5 февраля. По его словам, это связано со сроками, закрепленными в законодательстве.
— Согласно жилищному законодательству, расчет у нас происходит с 25-го по 25-е число. Если потребитель подал пакет документов 23-го, 24-го декабря и позднее, мы не успели эти документы обработать, и они, соответственно, не вошли в расчет по итогам января, они ушли на февраль. Получили, конечно, обращения от этих потребителей и все им объяснили, по ним будет однозначный перерасчет, — уточнил Харитонов.
Если житель не согласен с суммами, которые он получил в платежке, ему надо обратиться за разъяснениями к энергетикам.
В первую очередь в сбытовой компании советуют сделать акт сверки взаиморасчетов, чтобы проверить данные по поступившим платежам и передаче показаний счетчиков. В личном кабинете есть специальная кнопочка для этого. А если человек не зарегистрирован в сервисах «Энергосбыта», то на главной странице нужно открыть вкладку «Направить документы онлайн», выбрать последний пункт «Запрос правки об отсутствии задолженности», затем нажать кнопку «Отправить обращение» и далее следовать подсказкам.
Если и в этом случае останутся вопросы, тогда необходимо направить обращение через личный кабинет или мобильное приложение «Иркутскэнергосбыт», через сайт компании, позвонить в контакт-центр или прийти в ближайший офис.
— Специалисты делают перерасчеты, в большинстве случаев изменения отражаются в следующем расчетном периоде, то есть человек увидит их в квитанции за следующий месяц, — подчеркнули в «Иркутскэнергосбыте».
Специалисты просят людей не пугаться срока рассмотрения обращения. Обычно указывается 30 дней, но на самом деле сотрудники сбытовой компании в течение нескольких дней отрабатывают поступающие обращения.
Не платить — даже по платежкам, которые вызывают вопросы, — не получится. По закону плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца. Но, как подчеркнули в «Иркутскэнергосбыте», если у человека трудная финансовая ситуация, он может оплатить хотя бы часть суммы, чтобы не возник риск отключения электроснабжения.
Тем не менее, как нам рассказывали ранее, отключить свет могут, если человек не платит как минимум два месяца.
— При этом перед отключением обязательно с потребителем связываются, чтобы убедиться, что он получил уведомление об отключении. После этого проходит еще 20 дней. Если за это время нет оплаты или оформления рассрочки, только тогда отключают, — поясняли нам в «Иркутскэнергосбыте».
Как доказать электроотопление?
Если вы забыли, как доказать электроотопление, рассказываем. Это касается домов с электроотопительными установками как в сельской местности, так и в городе. Как заявил губернатор Игорь Кобзев, на всё про всё у жителей региона есть срок до 1 мая: если документы будут поданы в этот период, то плату за электроэнергию посчитают по повышенным нормативам, начиная с 1 января 2025 года.
Для этого требуется предоставить в «Иркутскэнергосбыт» правоустанавливающие документы и документы, подтверждающие наличие в жилом помещении электроотопительных установок. Их перечень опубликован на сайте «Иркутскэнергосбыта»:
технический паспорт жилого помещения;
документы, подтверждающие право собственности;
согласие на обработку персональных данных (по форме);
паспорт гражданина РФ.
Подать документы можно через личный кабинет, мобильное приложение, через сайт компании, электронную почту и лично в отделение компании по месту обслуживания.
Если техпаспорта нет, то его нужно оформить. А пока вы будете этим заниматься, в «Иркутскэнергосбыт» нужно предоставить информацию о целях потребления электроэнергии, заполненную по форме.
В МинЖКХ утверждают, что вместо техпаспорта можно направить технический план или кадастровый паспорт, но опять же нужно заполнить информацию о целях потребления.
По информации областного БТИ, для оформления технического паспорта нужно через сайт подать следующие документы: паспорт, СНИЛС, выписку из ЕГРН (или свидетельство о регистрации права собственности, или иной документ, подтверждающий право пользования на объект), дополнительно могут понадобиться разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию, договор о приватизации. Также потребуется оплатить услугу. В иркутском БТИ документы — выписку ЕГРН — тоже можно подать онлайн.