
Аэропорт Иркутска вошел в тройку самых сложных в России
Ассоциация туроператоров составила рейтинг самый сложных аэропортов России для взлета и посадки самолетов. Иркутский авиаузел занимает в нем второе место.
На первом месте в рейтинге — аэропорт Сочи. Его проблемы заключаются в то, что самолеты заходят на посадку и взлетают только со стороны моря, и его часто закрывают по метеоусловиям. Кроме того, пилотам приходится наматывать дополнительные круги.
— Второй «любимец» авиаторов — аэропорт Иркутска. Его «визитная карточка» — заход на посадку со стороны плотной и близко расположенной жилой застройки. Поэтому предполагается достаточно резкое снижение. Кроме того, близость Ангары обусловливает довольно частые и сильные туманы в аэропорту, — говорится в рейтинге.
Ассоциация отмечает, что в Иркутске давно идет речь о строительстве нового аэропорта, но пока — только на словах.
На третьем месте в рейтинге — аэропорт Мурманска, расположенный за полярным кругом. Пилоты отмечают сильные ветра, которые могут сносить самолет.
Аэропорт Иркутска входит в число двадцати крупнейших в России по показателям пассажиропотока. При этом уже много лет обсуждают строительство нового аэропорта вне города. При предыдущем губернаторе Сергее Левченко власти так и не определились с тем, где он будет находиться. Зато в 2018 году был заложен камень на месте предполагаемого строительства объединенного терминала внутренних и международных воздушных линий. Дальше этого дело не пошло.
Нынешний губернатор Игорь Кобзев выбрал для размещения нового аэропорта площадку Позднякова (которую Госэкспертиза не могла трижды согласовать из-за близости к ракетным частям). Тем не менее в 2022-м Минобороны дало добро для размещения нового аэропорта. После этого региональные власти отрапортовали, что рассчитывают начать строительство нового аэропорта Иркутска в 2028 году, на это уйдет три года. Торги по выбору инвестора планировалось объявить в 2023 году, но этого не произошло. А потом и вовсе оказалось, что правительство РФ не стало утверждать выбранную территорию.
В Минтрансе Иркутской области пояснили, что отказ от Позднякова продиктован предварительными расчетами стоимости — 200 миллиардов рублей. И это сделало бы иркутский аэропорт самой дорогой воздушной гаванью, построенной в России за последние десятилетия.
В конце июля 2023-го помощник президента РФ Игорь Левитин при посещении Иркутска заметил, что «Позднякова остается как перспективный вариант», а сейчас нужно сосредоточиться на модернизации действующего аэропорта, в частности, на строительстве нового терминала «под прилет». Также он предложил построить вторую взлетно-посадочную полосу.
В конце 2024 года в Иркутске должны были открыть временный терминал прилета, построенный почти за 600 миллионов рублей, который должен был разгрузить здание аэропорта, на которое часто жалуются пассажиры. Но Байкало-Ангарская транспортная прокуратура внесла представление в адрес акционерного общества «Международный аэропорт Иркутск», а в конце августа и вовсе подала в суд. По мнению ведомства, спорный павильон имеет признаки капитального объекта, при этом проект не получал заключения эксперты, отсутствуют результаты инженерных изысканий и разрешение на строительство объекта.
27 ноября 2024 года суд признал терминал временным. Казалось бы, аэропорт и подрядчик победили. Но через месяц транспортная прокуратура подала апелляционную жалобу, а это значит, что ввод в эксплуатацию нового — временного — терминала откладывается на неопределенный срок.