Директора братского медиахолдинга «Город», в который входит одноимённый портал, местное «Радио Сибирь» и газета «Горожанин», Дениса Кучменко жестоко избили утром 25 мая в подъезде собственного дома. Двое в масках с электрошокером набросились на журналиста около 9.30 утра и били, пока на шум не выбежали соседи. У Дениса сломана рука, на теле многочисленные раны и ушибы. Возбуждено уголовное дело.
Журналист уверен, что нападение напрямую связано с его профессиональной деятельностью, которая завязана на борьбе с коррупцией в городской власти. Если так, то фамилию инициатора расправы над Кучменко следует искать в его материалах, вышедших накануне.
Последний материал Дениса датирован 24 мая, он был посвящён праймериз «Единой России» в Братске: «противостоянию политического «тяжеловеса» Николая Труфанова и братского коммерсанта Андрея Чернышева». В нём он обвинил Чернышева в махинациях с бюллетенями, а мэра города Серебренникова - во всяческом пособничестве кандидату.
«Как показал день голосования, масштабные PR-мероприятия, организованные при поддержке мэра Братска Сергея Серебренникова и его администрации – это лишь часть схемы по водворению во власть Андрея Чернышева. Самые же эффективные технологии – это технологии «дня голосования», когда административный ресурс и схемы манипуляции результатами голосования включаются на полную. Сам кандидат, без поддержки со стороны местных властей, вряд ли бы смог устроить предвыборную «карусель» с бюллетенями, а также устроить массовый подвоз бюджетников на избирательные участки», - написал Кучменко.
Ведущей темой для директора медиахолдинга является коррупция. Вот последние заголовки материалов разных авторов, в числе которых сам Кучменко, в специальной вкладке сайта «Коррупция в братской мэрии»: «Ущерб бюджетам Братска и области от некомпетентности председателя комитета по градостроительству приближается к 50 миллионам рублей», «Единственная дорога в Братске, которая не требует ремонта, ведёт к таунхаусу мэра», «Депутаты думы Братска отказались взять под контроль ситуацию с братским «Водоканалом». Три статьи вышли с 21 апреля – их прочитали тысячи человек.
В тексте без авторства про 50-миллонный ущерб рассказывается, как стройкомпания «Крепость» пытается отсудить у мэрии города 20 миллионов за недостачу при расчёте за строительство нового жилья для переселенцев из аварийных квартир. При этом журналист пишет, что смету расходов составлял председатель комитета по градостроительству мэрии Братска Владимир Вершинин. Автор текста обвиняет чиновника в том, что тот нанёс ущерб бюджетам региона и города в общей сложности на 50 миллионов рублей.
Материал про дорогу к таунхаусу мэра Серебренникова вызвал большой резонанс: статью прочли более 7 тысяч человек.
«Интересное наблюдение сделала редакция нашего портала. В Братске есть одна городская дорога, которая находится почти в идеальном состоянии. И эта дорога ведёт к дому, где живёт, когда находится в Братске, мэр Сергей Серебренников», - пишет сам директор медиахолдинга.
Таунхаусы на улице Крупской, по данным издания, это многоуровневые апартаменты в два-три этажа с отдельным входом, гаражом, двумя санузлами, автономными системами теплоснабжения. Средняя площадь таунхауса на Крупской составляет почти 200 квадратных метров, а стоимость – 5,5 миллиона рублей.
Третий текст посвящён многострадальному братскому «Водоканалу», с которым связана тёмная история с обысками у депутата гордумы Александра Гаськова, а также его красноречивая полемика с мэром Серебренниковым. Гаськов ещё в феврале обвинил администрацию Братска в намерении продать частникам сети водоснабжения и водоотведения. А в апреле, согласно материалу, гордума отказалась взять под контроль ситуацию на предкризисном муниципальном предприятии. Обвинения коснулись всех депутатов, выступивших против просьбы Гаськова помочь предприятию выйти из сложной ситуации.
Мэр Братска Сергей Серебренников в беседе с корреспондентом «ИрСити» высказал сомнение, что Кучменко избили из-за его профессиональной деятельности в медиахолдинге «Город».
«Этот медийный ресурс не настолько в городе востребован, чтобы можно было говорить о том, что он нанёс имиджу кого-то непоправимый ущерб. Они работали давно, писали давно (Серебренников, вероятно, имеет ввиду то, что «Город» писал о деятельности городской администрации в негативном ключе – ред.), и понятно, почему писали. Александр Юрьевич Гаськов (депутат думы Братска – ред.) на своей пресс-конференции (в марте 2016 года - ред.) публично сказал, что это его ресурс, он его финансирует, они выполняли заказ Александра Юрьевича и не более. До этого был плохим мэр Климов (экс-мэр Братска - ред.), с Александром Юрьевичем не совсем был в контакте, сегодня Серебренников, потому что я работаю только в рамках закона, а не по тем схемам, которые мне предлагают. Никаких у меня мотивов, чтобы огорчить Кучменко, не было абсолютно. Надо искать по широкому кругу проблем, в бытовых вопросах каких-то. У меня никаких мыслей нет, я удивлён и не более», - сообщил собеседник.
Он пожелал журналисту скорейшего выздоровления и выразил надежду, что правоохранители «сработают, как это и бывает в Братске, слажено, профессионально, и нападавшие будут найдены».
Факты давления и нападения на журналистов в Иркутской области нельзя назвать единичными. По данным ОНФ, регион входит в число неблагополучных на общероссийской карте Центра правовой поддержки журналистов. Последнее громкое покушение на представителя СМИ – главреда информагентства «Бабр» Дмитрия Таевского – было совершено в январе 2015 года. Тогда неизвестные произвели несколько выстрелов по машине Таевского в тот момент, когда журналист подходил к ней. Преступники найдены не были. В 2013 году произошло первое нападение на Дениса Кучменко.
Особенный резонанс получило дело 4-годичной давности – в 2012 году 57-летний заммэра Тулуна Геннадий Жигарев зарезал 73-летнего репортёра местной газеты. Жигарев был признан виновным, однако психолого-психиатрическая экспертиза выдала заключение о том, что тот находился в состоянии аффекта. Мужчина получил условный срок (1 год и 10 месяцев), затем Иркутский областной суд и вовсе освободил его от уголовной ответственности. Сейчас этот случай по поручению президента России Владимира Путина проверяет Генеральная прокуратура.