Днём 2 сентября в Казачинско-Ленском районе с радаров пропал вертолёт Ми-8. Он принадлежал авиакомпании «Ангара». Через сутки после исчезновения воздушное судно нашли разрушенным в 290 километрах от Усть-Кута. Там же спасатели обнаружили тела троих членов экипажа. Портал «ИрСити» собрал всю информацию о ходе поисков.
Куда и зачем летел?
О происшествии стало известно днём 2 сентября. ТАСС со ссылкой на анонимный источник в экстренных службах сообщил, что вертолёт иркутской авиакомпании «Ангара» пропал с радаров в Казачинско-Ленском районе. На его борту находилось три члена экипажа.
С самого начала возникла путаница с маршрутом, по которому направлялся Ми-8. СМИ называли разные пункты назначения – Северобайкальск в Бурятии и посёлок Кунерма в Казачинско-Ленском районе. Но уже вечером Восточно-Сибирское следственное управление СКР на транспорте уточнило, что вертолёт летел в Казачинско-Ленский район.
По данным СКР, вертолёт вылетел на аэрофотосъёмку. «Интерфакс» со ссылкой на источник расширил эту информацию, сообщив, что судно выполняло заказ «Новосибирскгеологии». Оно должно было приземлиться минимум в двух точках по маршруту, чтобы забрать груз или пассажиров. Собеседник агентства не исключал также, что борт мог совершить вынужденную посадку.
Сейчас установлено, что Ми-8 вылетел из Усть-Кута около 11 часов утра. Через 3 часа полёта связь с ним была потеряна. По данным Сибирского регионального центра МЧС России, судно направлялось на одну из вертолётных площадок в Казачинско-Ленинском районе на расстоянии 210 километров.
«Специалисты не исключают, что возможно было отклонение от маршрута, именно по этой причине поисковые мероприятия пока безрезультатны», - сообщалось рано утром 3 сентября на сайте центра.
Кто искал?
Поисками сразу же занялась Росавиация. Кроме того, вертолёт искали Ми-8 авиакомпании «Ангара» и Ан-26 авиакомпании «ИрАэро». В готовности к вылету были ещё два борта МЧС России – в Киренске и Иркутске.
Поиски проводились до самой темноты, затем их приостановили до утра 3 сентября. Утренний туман и низкая облачность немного отсрочили возобновление работ.
С наступлением новых суток группировку сил увеличили. К поисковому отряду присоединились силы МЧС России. По данным Сибирского регионального центра ведомства, в общей сложности пропавший вертолёт искали пять единиц – четыре Ми-8 и самолёт Ан-26. Всего в работах было задействовано порядка 40 человек.
Территория поисков была обширна – от Усть-Кута до западного побережья Байкала. Её поделили на квадраты. Наземные силы не использовались из-за сложности рельефа.
К обеду 3 сентября пропавший вертолёт нашли разрушенным в 290 километрах на юго-восток от города Усть- Кут. С воздуха людей не было видно.
Что известно о Ми-8 и авиакомпании «Ангара»?
Вертолёт Ми-8 разработан конструкторами Московского вертолётного завода имени Михаила Миля в начале 1960-х годов. Он является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых в истории авиации. Вертолёты используются для выполнения как военных, так и гражданских задач.
В парке авиакомпании «Ангара» насчитывается 16 вертолётов Ми-8 различных модификаций, а также два Ми-8 АМТ, оснащённых медицинским модулем. Воздушные суда перевозчика выполняют работы для Иркутского центра медицины катастроф и для Иркутской базы авиационной охраны лесов. Аналогичный вертолёт авиакомпании помогал в поисках пропавшего борта.
По данным информированного источника, на который ссылается «Интерфакс», разбившийся вертолёт был выпущен в 1991 году и имел сертификат лётной годности до июня 2019 года. Ранее машина эксплуатировалась авиакомпаниями «Байкал», «ИркутскАвиа», а также участвовала в миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций с 2007-го по 2011 год.
Авиакомпания «Ангара» была создана в 2000 году. Она входит в группу компаний «Истлэнд», принадлежащую экс-губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко. Как сообщается на сайте перевозчика, доля регионального рынка авиаперевозок составляет около 70%. В месяц «Ангара» выполняет около 200 рейсов и занимает первое место в аэропорту Иркутска по количеству самолётовылетов. Всего авиапарк компании насчитывает 37 воздушных судов.
Одна из последних катастроф, связанных с Ми-8 «Ангары», произошла 6 мая 2013 года. Вертолёт 1986 года выпуска был задействован в противопаводковых мероприятиях. Он следовал по маршруту Киренск – Верхнемарково – Преображенка, когда взорвался в воздухе. Он перевозил почти 2 тонны взрывчатки. На борту находились девять человек: три члена экипажа, врио начальника областного управления МЧС Станислав Омельянчик, главный специалист ГО ЧС и ПБ Иркутской области Игорь Чекрыгин и спасатели. Комиссия, занимавшаяся расследованием, назвала причиной взрыва вертолёта неосторожное обращение с подготовленным зарядом.
Итоги поисковой операции
К полудню 3 сентября спасатели МЧС России добрались до тел погибших членов экипажа вертолёта Ми-8. Они высадились в километре от обломков, найденных в ущелье в Казачинско-Ленском районе. Сейчас решается вопрос об их эвакуации.
По факту крушения вертолёта Восточно-Сибирское следственное управление СКР на транспорте возбудило уголовное дело. По статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» предусматривается до 7 лет лишения свободы. К расследованию подключена и транспортная прокуратура. Причины крушения установит авиационная комиссия. Рабочих версий произошедшего пока нет, следователи сейчас добираются до места катастрофы.