Политика Александр Ханхалаев: Бесхребетная дума в Иркутске — иллюзия

Александр Ханхалаев: Бесхребетная дума в Иркутске — иллюзия

Небывалая для Иркутска «консолидация элит», отмена прямых выборов мэра, совершенно неожиданные, и как это может показаться со стороны, необдуманные кадровые перестановки, происходящие без всякого согласования с «электоратом», на фоне слухов о близящихся губернаторских выборах и губернаторских же отставках — всё это заставляет задать вопрос — а что, собственно, происходит с иркутским местным самоуправлением и «кто все эти люди?» Интервью ИА «БайкалПост» дал депутат городской думы Александр Ханхалаев.

- Скажите, что, по вашему мнению, происходит с иркутским местным самоуправлением? Можно ли как-то увязать отмену прямых выборов мэра, слухи об отставке губернатора и критику «слева», ставящую под сомнение легитимность нынешнего состава городской думы?

- Начну со слухов. Я не руководствуюсь ими и анализировать смогу только событие уже свершившееся. Реалии сегодняшнего дня таковы: у нас есть практически выстроенная вертикаль власти — дума, мэр, губернатор. И, надо сказать, что за эту вертикаль я, будучи воспитан в социалистическом государстве, ратовал чуть ли не с начала перестройки. Более того, я всегда был сторонником назначения губернаторов.

Поэтому я не считаю, что, избрав мэра из своего числа, депутаты думы поставили под сомнение его легитимность. Закон предусматривает такой вариант, и этот вариант выбрали депутаты, представляющие интересы своих избирателей. Да, явка была низка, но, тем не менее, закон не нарушен. Конечно, ситуация на каждом округе была уникальной, но, например, за свою легитимность я не беспокоюсь — у меня была сравнительно высокая явка. И я думаю, что сам факт избрания того или иного депутата прямо говорит о его работе.

Что же касается низкой явки... Кто же знает, чьей вины в этом больше — самих избирателей, которые в очередной раз проявили пассивность, или же избирательной системы... Конечно, я убеждён, что дата выборов, и не только муниципальных — вообще всех, не оптимальна. Идеальным вариантом был бы октябрь. Хотя, с другой стороны, оправдание не очень — найти час для того, чтобы прийти и проголосовать даже в разгар дачного сезона — не такая уж невыполнимая задача. Все теперь на машинах. Я рассуждаю так: раз народ не пришёл на выборы — значит, он доверяет свой выбор тому, кто на участки всё-таки придёт, или доверяет избирательной системе в целом.

Возвращаясь к выборам мэра, возможно, в дальнейшем жизнь нам подскажет новый формат этой процедуры, и, возможно, с точки зрения соблюдения демократических принципов, было бы правильнее выбирать градоначальника не только из числа депутатов. Однако на данном этапе мы посчитали, что вернее всего будет поступить именно так. По большому счёту, я выступал и за институт сити-менеджмента, но потом мы с моими коллегами пришли к выводу: не время этим заниматься, нет наработанного положительного опыта, да и само слово «сити-менеджер» какое-то непривычное. Поэтому решили не рисковать и пошли по пути, результаты которого вы видите. И, думаю, не прогадали — у меня было время понаблюдать за работой Дмитрия Бердникова в думе, и я считаю, что его несколько жёсткие методы будут только на пользу городу, который, будем откровенны, имеет массу проблем.

- В новом составе можно по пальцам пересчитать депутатов, которые не имеют своего бизнеса. В контексте прошедших событий — выборов при низкой явке и назначения мэра создаётся впечатление, что крупный городской бизнес стремится оградить себя от неожиданностей со стороны избирателей. Скажите, нынешняя дума будет делать что-либо для повышения явки к следующим выборам?

- Скажу так. Решение, которое мы приняли, уже существенно повышает, так скажем, цену депутатского кресла. Каждый депутат теперь может стать мэром. Поэтому я думаю, что на следующих выборах явка будет существенно выше. Особенно при условии, что наши законодатели пересмотрят дату их проведения. Возвращаясь к низкой явке, мы имеем то, что имеем. Говорить, что дума нелегитимна - несправедливо по отношению к тем депутатам, которые честно и порядочно провели кампанию. Судить о том, насколько активная работа на округе повысит явку — трудно. Предполагаю, что низкая явка, напротив, может быть признаком доверия к власти — приходят на выборы те, кто не видит необходимости менять власть и вполне довольны положением вещей. В любом случае на следующих выборах явка будет однозначно выше.

- Вас можно назвать ветераном иркутской политики. Вы видели несколько составов думы, в том числе и не настолько однородных, как нынешний, а порой даже - конфликтных. Если сравнить эти составы с нынешним, есть ли отличия и в чём они заключаются?

- Да, у меня действительно немалый опыт, третий созыв уже идёт, и есть с чем сравнивать. Поверьте, ни одна дума, в которой я работал, не была конфликтной. Более того, я и мои коллеги всегда старались выстроить конструктивные отношения с мэром — будь то Якубовский или Кондрашов. Сейчас — тем более, когда мэр из нашей среды, мы должны быть настроены конструктивно по отношению к нему. Быть мэром — крайне тяжёлый труд, с ним не справиться в одиночку, поэтому я призывал и буду призывать к сотрудничеству думы и мэра. С областью у думы тоже не может быть конфликтов. Конечно, при формировании бюджета нам бы очень хотелось получить с области побольше, но мы уже давно привыкли не надеяться на денежный дождь из правительства — мы понимаем, что возможности областного бюджета также ограничены. Поэтому я считаю, что почвы для конфликтов у нас сейчас нет.

- Всё-таки, не может ли такая монолитность сыграть в ущерб качеству управления? Если, к примеру, возникнет выбор между сохранением этой монолитности и принятием ошибочного, навязанного «сверху» решения?

- Я хочу понять, что вы имеете в виду под «ошибочным решением». Приведите пример.

- Взять, например, вопрос распределения участков под развитие застроенных территорий. Допустим, строители будут настаивать на том, чтобы выбросить эти участки на рынок по бросовой цене, а с другой стороны, будет человек, который захочет их сохранить?

- Это очень сложная тема. И в ней я вижу большую перспективу по переселению людей из ветхого и аварийного жилья. Отмечу, что сильно лакомых кусочков там нет. Тот же «Новый город», первопроходец в этом направлении, осваивает сейчас участок по улицам депутатская — Зверева — Лыткина, и то вынужден был объединиться с другими застройщиками, понимая сложность этого процесса. На оставшиеся территории не так уж и много желающих. Строительные компании зайти туда не могут, потому что есть очень серьёзное обременение по расселению людей из ветхого и аварийного жилья. Государство, к сожалению, не в состоянии обеспечить расселение людей из всех ветхих домов, поэтому программа по развитию застроенных территорий, на сегодняшний момент - единственный довести дело до конца. Сейчас администрации надо максимально способствовать привлечению строительных компаний к этому процессу.

- Возвращаясь к вопросу о возможности альтернативного мнения в думе — скажите, возможно ли оно в принципе? Иными словами: будет ли дума поддерживать невыгодное для города решение, если его будет продвигать мэр или губернатор?

- Я хорошо знаю работу думы изнутри. По каждому вопросу комиссия принимает решения после бурных обсуждений, и чаши весов нередко колеблются. Сказать, что дискуссии в думе невозможны, нельзя. Вы видите верхушку айсберга, ещё когда мы на думе принимаем решения, к которому пришли после долгого обсуждения на комитетах. Дума вполне способна отстаивать свою точку зрения. Мэр может нас убедить, или, так сказать, очаровать — но не купить. Я знаю своих коллег, они люди самодостаточные и принципиальные, поэтому бесхребетность думы — иллюзия, подчеркну это самый большой раз. Приходите, например, на комиссии по ЖКХ, там самый большой состав и самый обширный пласт вопросов — посмотрите, какие мы «бесхребетные».

- Трудно не задать вам вопрос про назначение Ирины Ежовой. Всё-таки — ваше имя звучало в числе основных кандидатов на пост, который она сейчас занимает. Скажите, почему выбор пал именно на Ирину Всеволодовну и как вы относитесь к этому выбору?

- Искренне положительно. Я глубоко уважаю её, мы с ней отработали вместе не один созыв. Я всегда поражался её трудоспособности. В прошлом созыве эта хрупкая женщина руководила строительством нового перинатального центра, оставаясь главврачом, и параллельно работая в думе, и справилась. Я знаю потенциал этого человека, и когда её порекомендовали мэр, да ещё и губернатор, я спокойно согласился — у меня и в качестве заместителя достаточно широкий фронт работ. Мои амбиции по жизни и так вполне реализованы, и, если в интересах дела выстраивания властной вертикали, которое я поддерживаю, нужно было поступиться личными интересами – я с готовностью пойду на это.

- В чём, по-вашему, будет заключаться основная задача Ирины Ежовой на новом посту?

- Это у неё надо спросить. Единственное, что я знаю, весь свой опыт и знания она направит на то, чтобы дума работала в хорошем режиме, без всяких там шараханий и колебаний. Когда люди говорят, что должность председателя будет девальвирована тем, что её ещё займут на неосвобожденной основе, я не могу согласиться с этим, напротив, это накладывает на Ирину Ежову ещё больше ответственности — ведь ей предстоит доказать возможность эффективной работы даже в таком режиме.

- Скажите, на какие проблемы города, не решённые прежними составами, обратит внимание «переформатированная» дума в первую очередь?

- В первую очередь мы продолжим работать над реализацией концепции развития общественного транспорта, эта тема стала всё-таки более актуальной после несанкционированной забастовки перевозчиков. Конечно, нам удалось с ними хорошо поработать, и в итоге они признали свою неправоту — не стоило идти на столь непопулярные меры. В то же время мы понимаем, что проезд в Иркутске действительно стоит очень дешёво – предстоит искать компромисс. Говорить про дороги уже банально, ведь мы живём в России. Однако эту проблему мы медленно, но верно, решаем. Кстати, вы заметили, что нынешней весной обычная шумиха вокруг разбитых после зимы дорог как будто поутихла? Конечно, надо будет максимально направить усилия на программу по развитию застроенных территорий. Очень серьёзная проблема, над которой надо работать — капитальный ремонт домов. Сейчас она не выглядит столь остро, но это только до сентября, когда начнутся суды по неплательщикам, а собираемость, к слову, составила только 50 процентов.

Ещё одно направление — реконструкция исторического центра города, который превратится в новый административный округ, на базе кировского района. Он так и будет называться — центральный исторический округ. Надо будет привести в порядок улицы Дзержинского, Степана Разина, они могут стать одними из самых красивых в городе, если реконструировать дома.

- Чтобы не обрывать интервью на теме городских проблем – скажите, что бы вы могли пожелать жителям Иркутска?

- Хочу поздравить их с праздником Победы, пожелать ясного неба над головой, успехов и всего наилучшего!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления