Конституционный суд России 1 декабря признал отмену выборов мэра Иркутска и других городов страны законной, так как это не противоречит Конституции РФ – дума, выбиравшая действующего главу города Дмитрия Бердникова, была избрана на прямых выборах. Это решение, по мнению иркутских политиков и политологов, никак не снизит шансы возвращения народных выборов. Словом, эти шансы по-прежнему весьма велики, ведь соответствующий законопроект уже внесён в областной парламент, и, учитывая обещание Сергея Левченко вернуть Иркутску выборы мэра, вполне может быть принят.
Покорение муниципалитетов губернаторами-назначенцами
История с отменой прямых выборов мэра Иркутска не стала новой в масштабах России, аналогичным образом выборы мэров некоторых городов отменялись ещё в 2005 году. Широкое распространение тема отмены выборов глав столиц российских регионов получила после восшествия на престолы губернаторов-назначенцев, касалась она в первую очередь крупных городов. В 2010 году больше десяти из них потеряли право выбирать градоначальника. Затем, уже в 2014-2015 годах, в ходе реформы местного самоуправления были отменены прямые выборы мэров в десятках других российских городов.
Ещё в 2010 году отмену выборов административных центров эксперты объясняли политической импотенцией губернаторов-назначенцев, не умеющих налаживать отношения с местными элитами, неготовых к реальной политической конкуренции. В частности, кандидат политических наук, специализирующийся на региональных политических процессах России и стран СНГ Александр Кынев так описывал политические приоритеты таких глав регионов: «Политика большинства новых губернаторов, ориентирующихся только на своих помощников и узкие элитные группы, лоббировавшие их назначение, пряма и беззастенчива, как рельс, все же остальные играют роль шпал, по которым эти рельсы прокладывают».
Таким образом, по мнению учёного, губернаторы стремились снизить влияние мэров путём лишения их прямой легитимности. Что отрицательно сказывалось не только на качестве управления, которое падало из-за сокращения уровня публичности местной политики, но и на имидже самих губернаторов. Главы регионов, желающие таким образом продемонстрировать свою доминантность на местной политической сцене, по сути, расписывались в своей слабости, ведь сильные губернаторы вполне себе уживались с сильными мэрами.
Впрочем, далеко не везде этот процесс прошёл для элит тихо и безболезненно. К примеру, в Сургуте депутаты городской думы так и не приняли настойчиво продавливаемый губернатором-назначенцем законопроект об отмене выборов мэра. Когда выборы все же состоялись, против попыток исполнительной власти привлечь административный ресурс активно выступили жители города.
Мэр-единоросс в «красном» городе
В Иркутске, к сожалению, махинацию с отменой выборов мэра удалось провернуть быстро и незаметно. 4 декабря 2014 года единороссы выступили с соответствующей инициативой, а уже 24 декабря депутаты областного заксобрания приняли закон, согласно которому главу муниципалитета выбирают из своего состава депутаты городской думы. Автором законопроекта был небезызвестный Андрей Лабыгин.
Затем, 27 марта, на заседании городской думы депутаты единогласно выбрали мэром единственного кандидата, единоросса Дмитрия Бердникова. Эти события вызвали некоторое недоумение у населения города, инициировавших несколько робких попыток помитинговать, которые вполне ожидаемо никак на процесс не повлияли. Против отмены прямых выборов мэра высказались также местные коммунисты и часть экспертного сообщества.
7 июля 2015 года в Конституционном суде РФ был зарегистрирован запрос, который инициировали 90 депутатов Госдумы, в то числе Антон Романов и Сергей Левченко. Они доказывали, что изменения в порядок избрания мэра являются прямым вмешательством региональных властей в МСУ. По мнению заявителей соответствующие поправки были внесены уже после избрания нового состава городской думы в Иркутске, что ограничило многих в праве быть избранными на пост мэра.
Предвыборный пиар и страх прецедентов
Во время избирательной кампании на губернаторских выборах в Иркутской области оба основных кандидата подняли тему возвращения прямых выборов на свои штандарты: 17 августа Сергей Ерощенко обратился с подобным предложением к Дмитрию Бердникову, и, как ни странно, его предложение встретило безоговорочную поддержку мэра, Сергей Левченко также высказывался в пользу такого шага, в том числе обратившись в Конституционный суд РФ. 1 декабря 2015 года стала известна судьба этого обращения: судьи не нашли ничего противозаконного в отмене выборов мэра Иркутска.
По мнению экспертов, иного результата вряд ли можно было ожидать. По словам кандидата исторических наук Сергея Шмидта, дело изначально не имело никакой перспективы: «Я не юрист и стараюсь не комментировать юридические новости, но знакомые юристы говорили, что дело изначально не имеет перспективы, что решение будет однозначным. Это и понятно, ведь над изменениями в областной закон работали грамотные юристы, в том числе и Андрей Лабыгин, вряд ли бы они допустили ошибку».
Также на решение суда, по мнению учёного, повлияло нежелание создавать прецеденты: если признать решение Законодательного собрания Иркутской области неконституционным, наверняка найдутся желающие опротестовать аналогичные решения в других регионах.
«Ещё один важный момент заключается в том, что тема возвращения прямых выборов возникла во время губернаторской кампании, тогда Антон Романов и Сергей Левченко запустили её чтобы повысить собственную узнаваемость, а также — продемонстрировать свою приверженность ценностям народовластия. Цель не достигнута, но задачи решены — в области сменился губернатор, и теперь мы знаем, что Антон Романов и Сергей Левченко — сторонники народовластия», - считает эксперт.
По мнению Сергея Шмидта, в настоящий момент тема возвращения выборов не особенно актуальна: избирательная кампания прошла, а у Сергея Левченко масса других проблем, которые надо решать. «Я почти убеждён, что заксобрание рано или поздно, в союзе с губернатором или без него примет новый закон о возвращении выборов мэра, и по окончании срока Дмитрия Бердникова они состоятся. Словом, абсолютное большинство иркутян доживут до возвращения прямых выборов, тем более что ждать не так уж и долго. Даже если бы губернатором стал Сергей Ерощенко, выборы все равно вернули бы», -добавил учёный.
Кандидат политических наук Алексей Петров согласился с коллегой в том, что решение суда было ожидаемым: «Это решение я назвал бы не юридическим, а, скорее, политическим. Тем самым нам пытаются показать, что решения в России могут принимать только узкие корпоративные круги».
Самым простым и эффективным способом вернуть выборы мэра Алексей Петров считает изменение региональных законов, без всяких обращений в КС. В частности, такое возможно, если нынешний губернатор Сергей Левченко сможет проявить политическую волю и убедить фракцию «Единой России» в заксобрании проголосовать за соответствующий законопроект.
Политическую подоплёку за решением Конституционного суда увидел и политолог Юрий Пронин. Эксперт подчеркнул, что если через некий промежуток времени политическая необходимость будет толкать к тому, чтобы вопрос был сформулирован по-другому в правовом отношении, то Конституционный суд вполне может вынести иное решение, столь же подробное и аргументированное. В то же время, решение КС никак не повлияет на решимость сторонников возвращения выборов добиться своего. В любом случае, даже если соответствующий закон будет принят, выборы вряд ли состоятся до момента истечения полномочий ныне действующего мэра.
Почему бы и нет?
Решение Конституционного суда, по-видимому, никак не скажется на попытках вернуть выборы. Первый секретарь иркутского горкома КПРФ, депутат заксобрания Ольга Носенко уверена, что большинство жителей Иркутска хотят этого, и партия будет продолжать искать все законные пути, чтобы вернуть выборы. В частности, фракция КПРФ в областном заксобрании намерена поддержать законопроект, внесённый депутатом Владимиром Матиенко, в котором предлагается совершить этот шаг.
«Когда выборы были отменены, избирателей практически ввели в заблуждение: если бы этот вопрос стоял при избрании депутатов думы Иркутска, я уверена, что были бы совершенно другие кандидатуры и таких вялых выборов просто не было бы. Получилось так, что под конкретного человека трижды меняли законы, по моему убеждению, так быть не должно», - подчеркнула Ольга Носенко.
Решение Конституционного суда не стало новостью и для депутата заксобрания Владимира Матиенко, по инициативе которого в областной парламент внесли закон о возвращении прямых выборов. Депутат сообщил, что законопроект, внесённый им в июне, до сего момента находился в анабиозе, так как последнее решение комитета заксобрания по законодательству сводилось к тому, чтобы рассмотреть этот вопрос после решения Конституционного суда.
«Решение состоялось, и я рассчитываю, что законопроект будет рассмотрен 16 декабря. Я верю, что депутаты его поддержат, поскольку он отражает желание большинства жителей города. Если же закон не пройдёт, я бы хотел, чтобы иркутяне знали фамилии тех депутатов, кто проголосует против», - заявил Владимир Матиенко.
Таким образом, можно предположить, что решение КС не стоит переоценивать. Более того, с определённой точки зрения всю эту историю можно рассматривать как продолжение уже пройденной избирательной кампании. Что, впрочем, не отменяет вероятности возвращения выборов, учитывая, что оба кандидата высказывались в пользу этого. Остаётся ждать рассмотрения законопроекта в заксобрании и надеяться, что депутаты услышат своих избирателей и вернут выборы. Впрочем, многое здесь будет зависеть от фракции «Единой России», а руководитель областного отделения ЕР и по совместительству спикер заксобрания Сергей Брилка недавно неоднозначно высказался против возврата выборов.