Иркутский одномандатный округ останется в истории выборов как поле битвы двух родных братьев - Олега и Юрия Каньковых - непримиримых соперников, выступающих за противоборствующие политические силы. А также тем, что здесь «Единая Россия» потерпела поражение, и ни один из Каньковых, в том числе единоросс, не смог оказать сопротивление выходцу из ФСБ, коммунисту Михаилу Щапову.
На старте
О своём участии в выборах Щапов сообщил ещё в марте, эксперты сразу же назвали его основным соперником экс-депутата заксобрания, бывшего представителя правительства Иркутской области в Совете Федерации Олега Канькова, выдвинувшегося от «Единой России». Он был одним из немногих кандидатов, который вложил серьёзные суммы в рекламу перед праймериз «Единой России», был одобрен партией власти для участие в гонке за депутатское кресло, а летом включился в борьбу только перед самыми выборами, отдав «поляну» на 2-2,5 месяца Щапову.
О своём участии в выборах заявили также руководитель иркутского регионального отделения «Справедливой России» Лариса Егорова, руководитель регионального отделения «Яблоко» Лариса Казакова, представитель «Родины» Максим Евдокимов, ЛДПР Виктор Галицков, ПАРНАСа Сергей Беспалов, «Гражданской платформы» Юрий Каньков, «Партии Роста» Александр Ильин, партии «Зелёных» Виктор Емельянов и «Патриотов России» Сергей Якубов.
Округ оказался вторым по количеству кандидатов – 11 желающих занять кресло депутата, однако серьёзными претендентами никого из них назвать было нельзя, на предвыборном ринге столкнулись только двое: коммунист Щапов и единоросс Каньков – ставшее уже классическим партийное противостояние для Иркутской области случилось и здесь.
Скучная кампания
Предвыборная кампания в Иркутском округе прошла тихо, даже немножечко нудно. Самую активную агитацию вёл коммунист Щапов, его баннеры, наклейки с буквой Щ, ролики по телевидению, а также сборщики подписей за возврат в регион 30% налога на добычу полезных ископаемых рассказали каждому жителю округа, кто же этот агент 00Щ.
Много баннеров висело и у единоросса Канькова, неизвестные, кстати, их дважды заливали краской.
А в остальном всё прошло спокойно: был, конечно, один суд, где кандидат Якубов попытался снять с выборов Олега Канькова, но закончился он ничем. Даже зарегистрированный кандидатом от «Коммунистов России» Чермен Хугаев снял свою кандидатуру с выборов почти незаметно. Да и вряд ли могло быть иначе, ведь никто ни разу не видел его в лицо.
Главные соперники спустили на выборы внушительные суммы: Щапов - чуть меньше 7 миллионов рублей, а Каньков – 4,3 миллиона.
Кажется, что даже незаконной агитации в Иркутском округе было меньше, чем в остальных. По крайней мере, громких нарушений точно. Рабочая группа избиркома несколько раз признавала баннеры и газеты Щапова незаконными, аналогичное решение было вынесено и по баннерам единоросса.
Вопрос, была ли в Иркутском округе интрига по поводу итогов, достаточно спорный, но то, что команда Щапова приложила огромные усилия, чтобы избиратели поддержали коммуниста, факт. Образ сибиряка, военного, радеющего за свой край гражданина сработал – более 37% избирателей Иркутской области поставили галочку напротив фамилии Щапов.
Единственный коммунист-одномандатник
После того, как стали поступать первые результаты, стало ясно – КПРФ забирает Иркутский округ, как оказалось, свой единственный на этих выборах. Вероятно, именно на него и на Щапова коммунисты делали основную ставку, и она сыграла. Того же мнения и политолог Сергей Шмидт.
«Ключевую ставку делали на Щапова, его откровеннее всего поддерживал губернатор, и кампания у него была самая удачная, а кампания его конкурента Канькова была самая тусклая. Победитель Щапов меня в этом смысле не удивляет. Это заслуженная победа», - пояснил эксперт.
Политолог Юрий Пронин отметил, что сам по себе Иркутский округ был достаточно специфичным из-за присоединения к нему 40 тысяч россиян, проживающих в Приднестровье. Для них, по мнению эксперта, и Щапов, и Каньков были заезжими гостями.
«По Приднестровью можно сказать, что кто больше себя показал, тот и выиграл, ну, или за кого посоветовало голосовать начальство. В Иркутской же области Щапов вёл интересную кампанию, но интересную только на фоне скучных кампаний конкурентов. При этом Щапову удалось хорошо себя показать, так как он до этого был мало известен, у него нет такой политической биографии, как у Канькова, который в свою очередь был совсем неинтересен. Я даже не могу сказать, что Каньков допустил какие-то серьёзные промахи, он просто почти совсем ничего не делал, висели баннеры и всё. Каких-то заявлений и инициатив не было, о своей работе в Совете Федерации он тоже не отчитался. Это, наверное, был самый слабый кандидат от «Единой России» в Иркутской области», - отметил Пронин.
Политолог Алексей Петров комментировал победу Щапова очень аккуратно, отмечая, что результатов выборов по Молдавии, которая также была присоединена к Иркутскому округу, пока нет. Однако всё же отметил, что кампания коммуниста получилась более яркой и запоминающейся.
«По Иркутску победа Щапова убедительная, несмотря на то, что он достаточно недавно стал публичным политиком, ему удалось быстро раскрутиться. Поэтому, наверное, победа заслужена», - пояснил Петров.
Штаб проигравшего Канькова отказался комментировать результаты выборов. Однако на своей странице в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) сам единоросс оставил пост: «Спасибо всем, кто поддержал меня на выборах! Ситуация сложилась не так, как я планировал, но жизнь на этом не заканчивается, будем работать и ставить новые цели! Всем удачи и процветания!»
Со штабом победителя ИА «БайкалПост» связаться не удалось.