Министерство экономического развития Иркутской области считает, что социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) имеют доступ к 6,1% средств, предусмотренных в региональном бюджете на оказание социальных услуг. Альтернативный расчёт показывает, что доступ таких организаций к бюджетным деньгами не достигает 1,5%, составляя всего 1,35%. Такие данные озвучил на сессии заксобрания председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Эдуард Дикунов.
По его мнению, недоступность бюджетных средств торомозит развитие социально ориентированных НКО.
«Социально ориентированные некоммерческие организации Иркутской области лишены серьёзного источника дохода, следовательно, и возможности в полную меру реализовать свой потенциал. Они не просто не получают возможности для собственного роста, но и не могут дать толчок к развитию конкуренции на рынке социальных услуг», - отметил он.
Как следует из выступления председателей дум городов Братска и Ангарска на муниципальном часе в заксобрании, есть три основные проблемы, с которыми сталкиваются НКО – потенциальные поставщики социальных услуг. Во-первых, это недостаток информации. Например, в широком доступе отсутствует перечень услуг, которые могут оказываться за счёт средств областного бюджета. Во-вторых, отсутствие инфраструктуры поддержки таких организаций: до сих пор не создан областной ресурсный центр. В-третьих, применяется дифференцированный подход к установлению тарифов на соцуслуги для государственных учреждений и некоммерческих организаций.
Президент России Владимир Путин поставил задачу передать на исполнение социально ориентированным НКО 10% средств, которые регионы и муниципалитеты направляют на оказание социальных услуг. В Иркутской области речь идёт о сумме, превышающей 4 миллиарда рублей.
По мнению Дикунова, чтобы открыть доступ социально ориентированных НКО к этим средствам, нужно выполнить три условия. В первую очередь, это введение экономически обоснованных тарифов на социальные услуги для всех поставщиков – государственных и негосударственных. Второе условие – передача тарифообразования службе по тарифам Иркутской области. Третье – разработка областной государственной программы по обеспечению доступа социально ориентированных НКО к бюджетным средствам, в частности создание областного ресурсного центра, который будет проводить разъяснительную работу, обобщать опыт муниципальных образований и НКО и делиться им.
Увеличение доли некоммерческого сектора в сфере оказания социальных услуг повысит их качество благодаря развитию конкуренции и снизит нагрузку на бюджет. В пример можно привести работу благотворительного фонда «Оберег», который реализует 12 собственных программ, в том числе помогает мамам, которые попали в трудную жизненную ситуацию и собирались отказаться от своих детей. По данным директора фонда Александра Соболева, за время работы организация сэкономила бюджету более 3 миллиардов рублей. Это те деньги, которые бы область направила на содержание детей в детдомах в течение 18 лет, если бы матери оставили их в роддоме.