Кампанию по выборам в Госдуму восьмого созыва называли одной из самых спокойных, вялых и скучных. Результаты, которые Иркутская область получила утром 20 сентября, полностью этому соответствуют - предсказуемые и без драматических поворотов сюжетов. Эксперты объяснили, почему на выборах победила партия «Новые люди», откуда взялись голоса у «Единой России» и КПРФ и кто в итоге попадёт в состав парламента.
Победа «Новых людей»
Региональный эксперт Центра общественно-политических, правовых и коммуникационных проектов Владислав Шиндяев назвал «открытием сезона» кампанию партии «Новые люди», которые, предварительно, набрали почти 10%. «В данном случае это люди, которые голосовали не столько за программу партии, сколько за обновление политической ситуации и новых людей в политике в регионе и стране», - объяснил эксперт.
Политолог Сергей Шмидт назвал «Новых людей» «сенсацией номер один». «Подчеркну, что этот результат – 10% - достигнут без умного голосования, без административных подвозов, без скупки. Есть над чем подумать политологам, потому что это действительно круто», - заметил он. По его мнению, представители партии «сыграли» на том, что «в обществе зреет запрос на перемены, но без Навального, без автозаков, без баррикад и революций».
«А голосующая публика в Иркутской области – это идеальный полигон для «Новых людей», потому что у нас этот запрос повыше, чем в других регионах России», - добавил эксперт. Он также подчеркнул, что нельзя объяснить результат этой партии голосовавшей молодёжью. «Знаю, что много возрастных граждан голосовали за «Новых людей», и этот момент тоже надо отрефлексировать», - добавил эксперт.
По мнению политолога Алексея Петрова, результат, который показали «Новые люди», - это «запрос на что-то новое в политике». «Очень узкий круг политологов знает, что «Новые люди» - это что-то близкое к «Единой России», и ещё неизвестно, как их фракция будет голосовать в Госдуме, но сам факт того, что в парламенте теперь будет пять партий, и то, что вообще есть запрос на новых людей в политическом пространстве, потому что практически во всех регионах по 10% и более процентов, - это радует», - заметил эксперт.
Он добавил, что открытием этой кампании для него стала экс-мэр Якутска Сардана Авксентьева. «Она очаровательный, очень искренний человек, побольше бы таких в политике», - резюмировал Петров.
Старые враги
По словам Алексея Петрова, выборы показали, что ЕР и КПРФ сохраняют политическую конкуренцию в Иркутской области. «Да, у «Единой России» на 7-8% больше, чем у КПРФ, но это всё-таки небольшая разница, это значит, что коммунисты ещё способны мобилизовать электорат на выборы», - подчеркнул Петров. Он заметил, что при этом кампания у КПРФ была «слабенькой». «Их результаты намного выше, чем они реально наработали на этих выборах», - добавил он.
По мнению эксперта, в набранных процентах коммунистов отразился элемент протестности, когда люди не хотят голосовать за ЕР, поэтому голосуют за КПРФ. «То есть КПРФ собрала частичку антиединороссовских голосов», - резюмировал политолог.
Владислав Шиндяев предложил сравнивать результаты выборов в Госдуму этого года с результатами, полученными в 2016-м. «Единая Россия» практически удерживает свои позиции, хотя показатели уменьшились: если в 2016 году партия набрала 39,8%, то в этом году, по предварительным данным, - 36%. Для того чтобы добиться этого результата партия провела очень спокойную, системную и инерционную кампанию, без активной мобилизации сторонников.
Позиция «Единой России» была не в том, чтобы попытаться привлечь новых сторонников, а в том, чтобы качественно отработать со своим ядерным электоратом и привести на избирательные участки именно тех, кто поддерживает партию. Таким образом, она удерживает свои позиции, и, учитывая все моменты, критику, контркампанию за все непопулярные политические решения, партия демонстрирует достаточно стабильные позиции», - подчеркнул эксперт.
Он также констатировал, что КПРФ улучшила свой результат на 4% по сравнению с 2016 годом, заметив, что повышение показателя «вполне оправданно». «Нужно учитывать много обстоятельств. В частности, то, что в течение длительного времени, губернатором региона был коммунист, партия в отдельных муниципалитетах усиливала свои позиции, выигрывала выборы и нарабатывала сторонников. И эти сторонники никуда не делись. Кроме того, очень хорошую, качественную и содержательную кампанию провёл кандидат-коммунист, который в прошлом году участвовал в выборах губернатора», - пояснил Шиндяев.
А политолог Сергей Шмидт спрогнозировал, что и «Единая Россия», и КПРФ на публику будут говорить об успешном выступлении на выборах. «Это правило публичной политики», - пояснил эксперт. «Результаты удивительным образом повторяют результаты выборов в Госдуму в 2011 году. Тогда у «Единой России» также было почти 35%, и 28% - у КПРФ. То есть область за 10 лет вернулась в состояние, от которого исходила», - заметил Шмидт.
Глава регионального исполкома ЕР Дмитрий Мясников подчеркнул, что реготделение «выполнило все поставленные задачи: и по количеству голосов, и по количеству мандатов, полученных партией «Единая Россия». Он заметил, что результат 2021-го «почти идентичен» тому, что был в 2016-м – «с учётом прошедшего времени, вынужденных непопулярных решений, мощнейшей контркампании против ЕР».
«Практически все участники политического процесса критикуют нас, мы никого не критикуем, говорим только о себе, о своих работах, о своих планах. Это говорит о том, что ядро наших сторонников в Иркутской области устойчиво, они с нами, они оценивают, на наш взгляд, трезво обстановку в стране, мотивы принимаемых управленческих решений», - добавил Мясников.
Глава Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко высоко оценил результаты кандидатов от компартии во всём объединённом федеральном округе, в который Приангарье вошло вместе с Магаданской областью и Якутией. «Если целиком по округу, то наш партийный округ из трёх субъектов получил самый лучший результат в стране по партийным спискам», — добавил он.
Предсказуемые одномандатники
По мнению Владислава Шиндяева, на одномандатных округах неожиданностей не произошло. При этом он выделил кампанию на Шелеховском округе, которая, по его мнению, была неоднозначной, напряжённой, с серьёзными противниками. «Битва на округе шла за каждый муниципалитет», - охарактеризовал ситуацию эксперт.
Эксперт также заметил, что в Братском округе, где выиграл кандидат от ЕР Александр Якубовский, «было задействовано огромнейшее количество ресурсов – от финансовых до репутационных». «Александр изначально вступил в нелёгкую борьбу на новой территории и очень много делал, чтобы завоевать её», - добавил он.
По мнению Шиндяева, другие кандидаты, возможно, недооценили позиции Якубовского. Так, в частности, КПРФ, считает эксперт, «могла бы работать лучше, но на многих округах вела недостаточно активную электоральную работу на местах». Кроме того, вполне возможно, кандидатам – и не только от компартии – не хватило финансовых и временных ресурсов: «все участники вели кампании бюджетно, анализируя каждый вид затрат».
«Безусловно, не хватило денег, но и не хватило драйва, активности и борьбы за конкретных избирателей. Недостаточно ориентироваться на ядерный электорат партии, нужно проводить активную работу, не упуская ни одной возможности общения с избирателями. И самая большая ошибка – предубеждение по отношению к какой-то позиции или ситуации. Излишняя самоуверенность, ошибки в оценке позиций всегда играют злые шутки с кандидатами, и не важно лидирующие они занимают позиции или нет. Расслабляться нельзя до самого последнего момента подсчёта голосов», - заметил Шиндяев.
Алексей Петров также подчеркнул, что итоги выборов на округах были прогнозируемые. «Это связано с опытом кандидатов - не только в депутатской работе, но и в проведении избирательной кампании. Сейчас кампании более технологичные, нежели политические. Фактически победить в одномандатном округе просто так невозможно, всё решают ресурсы», - подчеркнул эксперт.
Но он заметил, что несколько неожиданным оказался результат Виктора Кондрашова, который «хорошо выступил в Иркутске, победив по многим участкам». По мнению политолога, это говорит о том, что у Кондрашова довольно высок кредит доверия у населения. «Он действительно фартовый парень для Иркутска – это мы видели и на мэрских выборах, и на выборах в заксобрание, и теперь посмотрели на выборах в Госдуму. Люди к нему благосклонно относятся, это значит, что его мэрская пятилетка прошла с каким-то качественным контентом, иначе бы таких результатов не было», - пояснил Петров.
Про Сергея Тена эксперт заметил, что «у него проторена дорожка». «За эти годы он реально объездил весь свой округ лично, а его помощники работают в деревнях и сёлах. Также сильна партийная связка с Тулуном и Черемхово, где мэры очень дружны с Сергеем Теном, поэтому в этих городах результат хороший в том числе и за счёт личного авторитета Юрия Кариха и Вадима Семёнова», - добавил он.
Кампанию Александра Якубовского, который избрался по Братскому округу от «Единой России», Алексей Петров назвал одной из самых дорогих в России. «В его кампанию были вложены огромные деньги – 40 миллионов рублей. Также его проводником на территории был ныне сенатор Андрей Чернышов, который достаточно долго работал на округе депутатом и всё про него знает», - пояснил политолог, добавив, что политического веса Якубовскому прибавила и прямая поддержка губернатора Игоря Кобзева.
«И теперь Якубовскому надо будет оправдать все те надежды, которые были в него вложены как политическим бомондом, так и избирателем, который за него проголосовал», - резюмировал эксперт.
По мнению Сергея Шмидта, победа Якубовского по Братскому округу выглядит необычной. «Так как по своему личностному стилю Александр Владимирович не похож на человека севера», - пояснил он.
На победу, по словам эксперта, повлияло несколько факторов. Во-первых, у Якубовского было больше ресурсов, в том числе поддержка губернатора, во-вторых, «он реально больше всех пахал на кампании», в-третьих, у его основного конкурента не оказалось ни того, ни другого. Не сработало и выступление Виталия Шубы в поддержку Андрея Андреева, хотя, как заметил политолог, это единственный округ, где мог бы сработать «фактор обиженного единоросса».
Глава Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко объяснил, что Андреев «не мог заняться [кампанией] достаточно эффективно», так как взял на себя функции руководства фракцией КПРФ в заксобрании вместо арестованного по делу о мошенничестве с лифтами Андрея Левченко. «Разорваться и там, и здесь, наверное, возможности были небольшие. После того, как заксобрание ушло на каникулы, у него стало больше времени, и он уехал и по огромному своему округу ездил, работал и так далее. И результаты разные: в Чуне, в Бодайбо у нас хорошие результаты», - подчеркнул Сергей Левченко.
Он заявил, что «административный ресурс работал не на того человека, который уже знает север и обладает информацией».
Левченко также подчеркнул, что Андреева в функции руководителя фракции заменить было некем, потому что это сложная работа, требующая связей, выстроенных отношений с другими партий, «с руководством, с администрацией».
Политолог Сергей Шмидт также заострил внимание на Шелеховском округе, где прошли «выборы с интересным сюжетом», так как столкнулись, с одной стороны, Виктор Кондрашов как представитель «поколения выигравших 90-е», и Сергей Тен – «сын одного из самых известных победителей 90-х в регионе». «Победила молодость», - заметил эксперт. Он также подчеркнул, что был удивлён, когда узнал, что Тен обошёл Кондрашова в Иркутске, хотя аналитики исходили из противоположной ситуации. «Что-то в кампании Виктора Ивановича не сработало», - предположил Шмидт.
Он также напомнил, что на результат Тена не повлияло его высказывание по поводу скандальной ситуации с причёской в 47-м лицее, так как за пределами соцсетей об практически никто не знал.
«Интернетом выборы в Иркутской области пока не выигрываются. Надо работать в полях, с избирателями, и кандидатам, и агитаторам. Звёздность в соцсетях не даст результата. Классика победила постмодерн», - добавил политолог.
Он согласился, что Михаил Щапов, победивший в Иркутском округе, успешно сочетал «классику» и «постмодерн». «Это признак уважения избирателей, что кандидат с 99% шансами на победу всё-таки работал в эту кампанию. При этом надо отметить, что его грандиозный результат во многом получился, потому что его основной конкурент от ЕР вообще не вёл никакой кампании», - отметил Шмидт.
Сам кандидат от ЕР по Иркутскому округу - Роман Ефремов - назвал свой результат – в 20 тысяч голосов – «достаточно серьёзным», признав, что «заходил в кампанию с нулевой узнаваемостью». Он также подчеркнул, что получил голоса как за счёт своего собственного авторитета, так и за счёт авторитета партии.
Победитель, кандидат от КПРФ Михаил Щапов заметил, что борьба на округе была конкурентной, «тем более что идти второй раз — это не так как идти первый». «Это совершенно другая повестка, совершенно другой спрос с человека. Недостаточно говорить о планах, нужно предъявить то, что ты сделал. И это (победа в кампании - ред.) всегда непредсказуемо», - подчеркнул он, добавив, что «со своей стороны сделал всё, чтобы победить».
Он также не стал комментировать предположение о том, что ЕР допустила его победу на округе, после достаточно мягкой кампании на выборах губернатора в 2020 году. «Та кампания была тоже полноценной, и мы боролись в тот раз до самого конца. Результат у нас тоже был достойный, мягко говоря. Я считаю, что шансы победить тогда были, и не победили не благодаря тому, что кто-то недостаточно сделал, а в силу обстоятельств», - добавил он.
По мнению экспертов, полноценную кампанию – со встречами и агитацией – вёл другой прогнозируемый победитель – Антон Красноштанов.
Его основной противник – кандидат от КПРФ Андрей Ахмадулин подчеркнул, что округ был «трудным». «Тот результат, который мы набрали, действительно заслуживает понимания – это более 36 тысяч голосов. Мы очень сильно увеличили, даже по сравнению с 2016 года, процент голосования за КПРФ. Мы прекрасно понимаем, что те голоса, которые были отданы за наших конкурентов, это примерно половина купленные голоса — это и денежные суммы, и те пайки, которые раздавались», - заявил кандидат.
Кто по списочку?
По мнению Алексея Петрова, «Справедливая Россия» и ЛДПР «просели, потому что вели безобразные кампании». Он заметил, что партии пытались выехать на ресурсе федеральных или региональных лидеров. При этом он подчеркнул, что «есть политические партии, которые получают результат лучше, если ничего не делают, и хуже, если что-то делать начинают», пояснив, что проблема в самих партиях и их идеологиях.
Владислав Шиндяев заметил, что «Справедливая Россия» показала стабильный результат: в 2016-м партия набрала в районе 5%, в 2021-м, предварительно, - 6,7%. На этом, по мнению эксперта, сказался ребрендинг и громкие слоганы, использовавшиеся в агитации. «Провалом можно назвать позиции ЛДПР – они хуже по сравнению с 16 годом практически наполовину. Это говорит о результатах агитационной кампании, работы с избирателями и работой по партийному строительству», - подчеркнул эксперт.
По мнению Сергея Шмидта, Сергей Левченко уйдёт в Госдуму, «если ему не создадут системных проблем». У ЕР по региону может быть только одно место в Госдуме. «Одно место – это результат в 200 тысяч голосов. Двух мест не будет, потому что это надо набрать 400 тысяч, а в Иркутской области это невозможно, даже если Путин возглавит кампанию», - добавил он. Кто получит это место – Мария Василькова или Кузьма Алдаров – будет решаться внутри партии. «Хотя по справедливости должен быть Алдаров», - добавил Шмидт.
По мнению Алексея Петрова, мандаты в Госдуму по спискам могут получить Мария Василькова от ЕР, Сергей Левченко от КПРФ. От «Справедливой России», скорее всего, пройдёт Александр Казаков.
В региональном исполкоме ЕР заметили, что рассчитывают , как минимум, на один мандат. В обкоме КПРФ – на два, из-за хорошего результата региональной группы.
Председатель Облизбиркома Илья Дмитриев на пресс-конференции 20 сентября сообщил, что, по его мнению, к распределению мандатов по партийным спискам ЦИК допустит пять партий - четыре парламентские и «Новые люди». После этого Центризбирком определит, в каких территориях партии должны будут распределить мандаты. По мнению Дмитриева, скорее всего, это произойдёт на этой неделе.
Владислав Шиндяев подчеркнул, что решения, кто пройдёт в Госдуму по спискам, будут приниматься внутри каждой региональной группы с каждым из кандидатов согласно количеству выделенных мандатов, поочередно согласно порядка в списке. Сейчас о том, кто пройдёт в Госдуму сложно говорить. «Но губернатор, безусловно, останется в регионе», - добавил он.