IRCITY
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Иркутске
Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

зап.

717мм 100%
Подробнее
0 Пробки
USD 89,82
EUR 99,72
Религия «Это уродство и богохульство». Как новая 1000-рублевая купюра превратилась в религиозный скандал. Все подробности

«Это уродство и богохульство». Как новая 1000-рублевая купюра превратилась в религиозный скандал. Все подробности

Центробанк решил выпуск приостановить и доработать дизайн

Именно эти два здания из Казанского кремля украсили одну из сторон 1000-рублевой купюры

16 октября Центробанк представил новый образец купюры в 1000 рублей. И тут же по стране прокатился громкий религиозный скандал этой недели: на одном из изображенных зданий есть полумесяц, а на втором отсутствует православный крест. Речь про два здания, которые расположены на территории Казанского кремля: башню Сююмбике и Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан.

Наши коллеги из 116.RU объясняют, почему «храм» стоит без креста, откуда у Сююмбике полумесяц, какие важные политические фигуры высказались по поводу новой 1000-рублевки и как Центробанк остановил выпуск купюры из-за грандиозного скандала.

Новая купюра с Казанью

Казань появилась на новой 1000-рублевой купюре. Одна сторона банкноты полностью посвящена Нижнему Новгороду — там изображена Никольская башня Нижегородского кремля.

На оборотной стороне Казань теснится вместе с соседней Уфой.

На купюре — Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан, башня Сююмбике и Музей археологии и этнографии в Уфе.

Скандал произошел из-за того, что на башне Сююмбике есть полумесяц, а на храме слева нет креста.

«Храм» без креста и башня с полумесяцем

Здание, которое далекие от республики общественные деятели называют «храмом», на самом деле Музей истории государственности татарского народа и республики Татарстан. Это здание действительно подразумевалось как Дворцовая или Введенская церковь. Ее построили в XVII веке и перестроили в XVIII, предположительно, на месте мечети Нур-Али. Церковь предназначалась для службы казанского губернатора. Она дважды горела. В 1859 году по приказу Николая I храм восстановили. В 1918 году снова настали нелегкие времена. Церковь разграбили и приспособили под столовую. В 2002 году здание вновь отреставрировали. Сейчас оно используется как музей и стоит без креста на куполе.

Под «минаретом с полумесяцем» всё те же общественники подразумевают башню Сююмбике, которая является не религиозным объектом, а туристическим. В прошлом она использовалась как сторожевая башня. Изначально ее венчал двуглавый орел. В 1918 году Совнарком подписал декрет о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры. Так наверху появился полумесяц. В 30-е его убрали, в 90-е вернули.

Башня Сююмбике

Казанский краевед Марк Шишкин объясняет: на Сююмбике полумесяц, потому что весь XIX век именно русские краеведы пытались доказать, что это последняя ханская постройка. А у татар было предание, что под башней похоронен кто-то важный. Исходя из этой логики, полумесяц там впервые установили еще в 1918 году, а второй раз в 1993 году.


— Связали башню с именем ногайской правительницы Казани Сююмбике русские же авторы. И русские же авторы, начиная с Хераскова, сделали из Сююмбике экзотическую литературную героиню. К башне она никакого отношения не имеет. Верной оказалась изначальная интуиция татар про погребение, потому что в 70-е годы у подножья башни раскопали мавзолей казанских ханов, а дальше нашли фундамент мечети, — объясняет Шишкин.

Так и выходит, что Русская сторожевая башня стоит между ханским мавзолеем и разрушенной ханской мечетью. Рядом стоит дворцовая церковь, которая сейчас без креста, потому что в ней музей.

— Как без шумной дискуссии вернуть в эту церковь — церковь, потому что многие захотят туда же вернуть мечеть? Это большой вопрос. Поэтому музей. Полумесяц на башне сейчас объясняют не преданиями о Сююмбике, а именно расположением на этом месте древней мечети и мавзолея. Мы в Казани жить в этой мешанине смыслов попривыкли. Те, кто с нашей спецификой не знаком, видят в этом подвох и страшный ужас, — добавляет краевед.

«То, чего стоит стыдиться»

Одним из первых и довольно резко высказавшихся на счет новой купюры стал священник, блогер Павел Островский.

— Вы что там, товарищи, совсем страх потеряли? — написал он в своем телеграм-канале.

Так он отреагировал на «изображение минарета с полумесяцем» и «православного храма без креста». Священник призвал «не играть с огнем».

— Нет никакой разницы, какое это здание в реальности, так как 99% жителей России, которые будут пользоваться этой купюрой, не знают историю Казанского кремля. Для них просто будет храм без креста и минарет с полумесяцем, — ответил чуть позже Островский на разъяснения относительно башни Сююмбике и музея.

По словам священника-блогера, выбранный Центробанком дизайн купюры «несет раздор на религиозной почве».

— Тут два варианта. Первый — это тупость дизайнеров, которые «просто не подумали», что на таком высоком уровне совершенно недопустимо. Второй — сознательная провокация, которая и раньше встречалась от приверженцев ислама из Татарстана. Лучше, чтобы это был первый вариант, — пишет Островский.

Он продолжает настаивать на своем: по факту на новой купюре изображено здание церкви без креста.

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе в свою очередь заявил, что в новой купюре «нет никакой проблемы». Он задался вопросом, почему на банкноте должен быть крест, «если его в жизни там нет».

— Зачем домысливать, если выяснилось, что это не церковь? Наша позиция достаточно понятная и ясная. Те наши памятники, действующие церкви, колокольни и прочее, которые имеют крест, которые являются культовыми зданиями православными, если есть изображения где-либо без крестов, которые на самом деле на них есть — это, на наш взгляд, некая форма какого-то кощунства, — говорит Кипшидзе.

Однако же его руководитель, глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда озвучивает иную позицию. Он считает, что к отбору изображений на купюрах следует подходить более тщательно, чтобы «не создавать напряжения там, где его вполне может не быть».

— Совершенно очевидно, что верующие люди имеют право голоса при рассмотрении вопроса об использовании в публичном пространстве изображений, относящихся к религиозному наследию. Мы, со своей стороны, выступаем за то, чтобы православный крест, который олицетворяет религиозную и культурную идентичность большинства наших граждан, был естественной частью государственной символики нашей страны, — пишет Легойда в своем телеграм-канале.

Его поддерживает председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. По словам последнего, должны проходить общественные обсуждения с «участием представителей наших традиционных конфессий».

— Храм без креста напоминает нам о мрачном периоде богоборчества, и размещать подобное изображение на купюрах как минимум неразумно и даже провокационно. Очень надеюсь, что произошедшее больше не повторится, — высказался он в своем телеграм-канале.

Еще один федеральный политик, который высказался на эту тему, — депутат Госдумы Ярослав Нилов. Он записал целое видео, в котором высказался, что на территории Казанского кремля есть «прекрасный православный собор и прекрасная мечеть», которые и можно было поместить на купюру.

— Дискуссия возникла на ровном месте. Ее можно было бы не допустить, если бы разработчики согласовали с регионом то изображение, которое они планируют сделать, — говорит Нилов.

Другой депутат Госдумы, который представляет там Татарстан, можно сказать промолчала. Она опубликовала довольно обтекаемый пост на эту тему в своем телеграм-канале.

— Сама за минувшие сутки неоднократно слышала вопрос, как я отношусь к дизайну новых купюр. «Вы же депутат от Татарстана!» Так ведь я от Татарстана депутат, а не от Центробанка. К республике претензии есть? К Казани? Нет. Прекрасный регион, красивый, благоустроенный город.

Жестче других по теме высказался актер и телеведущий Борис Корчевников. По его словам, на новой 1000-рублевой купюре то, «чего стоит стыдиться».

— По непонятной мне, но очевидно сознательной логике властей региона, крест на купол одного из поруганных большевиками храмов в сердце Казани, не возвращают уже больше 30 лет, хотя гонения вроде как давно прекратились. Видимо, не везде, — пишет Корчевников в своем телеграм-канале.

По его словам, с этим стоит разобраться, но это потом. А здесь и сейчас он не понимает, как такое изображение попало на банкноту.

— Храм без креста — это уродство и богохульство. Такими кровоточащими поруганиями — следами и остовами разрушенных святынь — полна ещё вся центральная Россия, да даже в центре Москвы такое стоит. Поставим на купюры теперь это? Нет. Будем, как можем, восстанавливать и утирать слезы ангелам храмов и нашим матерям, — пишет Корчевников.

Свою позицию высказал и глава духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин. Высказывания вокруг скандала с 1000-рублевой купюрой он назвал ненавистью к мусульманству.

— Невозможно так односторонне ненавидеть, открыто проявлять ненависть к мусульманам, это неправильно. Если мы хотим создать хорошее общество, то мы должны быть по-настоящему толерантными не только на словах. У нас очень много мусульман, почему не может быть и полумесяцев, и крестов? Это вполне нормально, естественно. Нелогично ставить крест там, где его нет, и убирать месяц оттуда, где он есть. Неприязнь приведет к тому, что на небо запретят смотреть — там тоже полумесяц, — сказал главный муфтий республики.

«Замысел унизить символы православия»

Одними осуждающими высказывания не обошлось. Представители движения «Сорок сороков» написали жалобы в следком России и Генпрокуратуру.

По мнению активистов, формально объекты изобразили как в реальности, но их всё же возмущает, что «акцент сделан на мусульманские символы при одновременном уничижении символов русской государственности и православной веры». Как выражаются авторы, купол церкви «обезглавлен», то есть изображен без креста.

— При общем взгляде на новую банкноту явным становится замысел авторов эскиза денежного знака унизить символы православия и русской государственности по отношению к символам ислама, — говорится в их заявлении, опубликованном в телеграм-канале.

Свой гнев авторы обратили против Центробанка. Они просят проверить должностных лиц ЦБ на возбуждение ненависти и вражды и унижение достоинства группы лиц по принадлежности к православному вероисповеданию и гражданам русской национальности.

«Сорок сороков» — общественное движение, позиционирующее себя как объединение для православных верующих с активной гражданской позицией. Основано в 2013 году. Широкую известность движению принесли события в московском парке «Торфянка» и протесты против фильма «Матильда».

Эльвира, отмена

После двух дней ожесточенных дискуссий, Центробанк сделал заявление:

— Банк России доработает дизайн обновленной банкноты в 1000 рублей. В настоящее время принято решение остановить выпуск банкноты. В широкое обращение она не поступила.

Как будет выглядеть новая банкнота и что будет на ней изображено — пока непонятно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Детей нужно хотеть, а не строгать». Гневная колонка матери о том, почему политики не должны решать, сколько рожать
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
Без трагедии не зашевелятся? Голоустненский тракт изъеден рытвинами, которые никто даже не пытается залатать
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
«Засуньте свое любопытство в одно место». Популярный блогер Понка Сонка взорвалась от бестактных вопросов
Анонимное мнение
Мнение
«Знала бы, где аэропорт, развелась бы и уехала». Краснодарка переехала в Иркутск за мужем и делится впечатлениями от города
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления